Журнал №192, сентябрь 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Звери

Самки шимпанзе могут заниматься сексом за еду

Патриция Эдмондс
25 мая 2015
/upload/iblock/51e/51e717972c695d0c7166af3044ee76d1.jpg
Фото: Винсент Дж. Мьюси, National Geographic Creative
Еда и размножение – первичные потребности человека и его близких родственников, шимпанзе. Много лет исследователи наблюдали за тем, как эти два желания воплощались у Pan troglodytes, обыкновенных шимпанзе.
Самки шимпанзе приносят потомство в среднем раз в пять-шесть лет. Это один из самых больших интервалов между родами у млекопитающих. По словам приматолога Мелиссы Эмери Томпсон, чтобы повысить шансы забеременеть, самка шимпанзе спаривается «с большинством известных ей самцов, если не со всеми», в то время как самцы конкурируют друг с другом и дерутся за самку. Были зафиксированы случаи, когда самец пытался «подсластить сделку» – делился своей добычей с самками, которые с ним спаривались. В 2007 году исследователи шимпанзе в Западной Африке заметили, что самка гораздо чаще имела дело с самцом, который предлагал ей добытую папайю, и ведущий приматолог Кимберли Хокингс предположила, что самец взамен «запретного плода» получал «иную валюту». Эмери Томпсон говорит, что многие исследователи не поддерживают теорию о связи еды и размножения: «Люди цепляются за эту идею только потому, что находят ее пикантной». Сама Томпсон во взаимосвязи еды и спаривания обнаружила другую проблему: когда самку окружают жаждущие секса самцы, у нее меньше возможностей находить еду и хорошо питаться, а это снижает ее фертильность и шансы продолжить род. Ареал: леса и саванное редколесье в 21 африканском государстве. Статус: вымирающий вид. Любопытный факт: самки шимпанзе беспорядочно спариваются, так что сразу несколько самцов считают себя отцами детеныша. Таким образом снижается уровень детоубийства. Узнайте также о непростых отношениях ленивцев.