Звери

Слоны умеют дружить, пока им это выгодно

29 сентября 2021
elephant-4045554_1280.jpg
Фото: Pixabay
asia-4742455_1280.jpg
Фото: Pixabay
Новое исследование показало неожиданную модель поведения.

Биологи из Китайской академии наук изучали поведение слонов: их интересовал диапазон сотрудничества, на которое те способны. Для наблюдения они выбрали девять полудиких азиатских, или индийских слонов (Elephas maximus), обитающих на природоохранной территории в Мьянме. Их возраст варьировался от 6 до 55 лет, четыре особи были самцами, пять — самками. Все они прошли начальное обучение, направленное на то, чтобы уметь пользоваться оборудованием. Затем животным была предложена задача, требующая координации с партнером: два подноса с едой, добраться до которых можно было только потянув за две веревки одновременно.

journal.pbio.3001391.g006.PNG
Li-Li Li/PLOS Biology

Оказалось, что слоны успешно сотрудничали в 81% случаев (1451 раз в 1795 испытаниях). На второй стадии вся награда была сложена в одну миску — это означало, что в результате совместной работы один из партнеров может остаться без еды. Поняв это после первого же упражнения, слоны становились индивидуалистами. Тот, кому доставалась еда, обычно имел доминирующий статус, а его партнер зачастую даже не приступал к упражнению и уходил в сторону, осознавая свое заведомое поражение. В случаях, когда каждый в паре считал себя равным другому, они могли затеять драку, чтобы получить единственное угощение.

Авторы исследования говорят, что это первый подобный эксперимент в отношении слонов, но приматы показывали такие же модели поведения. Это свидетельствует о том, что совершенно разные виды животных разработали похожие стратегии взаимодействия внутри своих социальных групп.

Однако такие выводы исследователей удивляют: обезьяны имеют ограниченную диету и довольно часто сталкиваются с дефицитом пищевых ресурсов. В этом случае умение конкурировать и отвоевывать свое оправдано. Напротив, слоны питаются самой разной растительностью, и им редко приходится голодать, однако и они знают выгоды от сотрудничества и конкуренции. «Это захватывающая демонстрация того, насколько слоны „гибкие“ и социально умные!», — говорят исследователи.

Посмотрите, как слоны оплакивают своих умерших.