Звери

Тюленья школа: биологи узнали, чему взрослые тюлени учат своих детенышей

21 июня 2021
weddell-seal.jpg
Фото: California Polytechnic State University
1093px-Weddell_seal.jpg
Фото: Michael Van Woert/NOAA Photo Library
Тюлень Уэдделла – один из самых необычных представителей ластоногих.

Биологи из Калифорнийского политехнического государственного университета изучали жизнь и привычки тюленей Уэдделла (Leptonychotes weddellii) — морских млекопитающих, широко распространенных по всему побережью Антарктики. Они относятся к числу самых крупных тюленей: взрослые особи достигают в длину 3,5 метра и весят около 550 кг. Детеныши при рождении примерно вдвое короче своей матери и весят 25-30 кг. Ежедневно они набирают по 2 кг, и уже к 6-7 неделям их масса составляет около 100 кг.

Роды происходят раз в год, и это один из немногих видов тюленей, у которых бывают близнецы. Ученые отмечают еще одну необычную особенность этих животных: тюлени Уэдделла — самые южные из всех обитающих на суше млекопитающих; они появляются на свет и живут в условиях самых холодных температур. Биологи нашли связь между географическим фактором и моделью поведения тюленей.

У большинства других видов тюленей детеныши кормятся грудью на суше до четырех недель, и только потом заходят в воду. С этого момента они сразу учатся и плавать, и добывать себе пищу. А малыши тюленя Уэдделла в свое первое плавание отправляются в возрасте 2 недель, но к самостоятельной охоте не приступают. Около семи недель они питаются исключительно материнским молоком, и только затем отлучаются от груди и ищут пропитание сами.

Исследовательская группа отправилась в Антарктику в 2017 году. Ученые наблюдали и фиксировали, насколько глубоко ныряли юные тюлени Уэдделла, в какое время суток, и сколько времени они проводили в воде. Эту информацию специалисты затем сравнили с поведением самок тюленей, и оказалось, что данные совпадают: малыши находились в воде одновременно с матерями.

На основании этого можно сделать вывод о том, что матери передавали детенышам те или иные навыки. Однако вряд ли они учили добывать пищу, поскольку малыши еще не ныряли на достаточную для этого глубину. Проанализировав весь собранный материал, биологи решили, что мама учит тюлененка плавать и ориентироваться в воде с температурой -2 °C. Поскольку большая часть плавания в Антарктиде происходит под слоем льда, одним из самых важных уроков может быть поиск лунок, где тюлень запасается воздухом. Детенышам необходимо дышать каждые шесть минут, и в среднем они задерживают дыхание менее чем на три минуты.

Этот вывод объясняет данные статистики: одна из самых частых причин смерти молодых тюленей Уэдделла — это утопление из-за нехватки воздуха. Очень важно, чтобы животные с детства научились навигации, пока сами не разовьют способность задерживать дыхание на длительное время.

Взрослые тюлени Уэдделла — лучшие ластоногие ныряльщики: они способны не дышать до 90 минут. Для сравнения, обыкновенный тюлень (Phoca vitulina) задерживает дыхание не более чем на полчаса, но ему и не приходится выживать в настолько холодной среде.