Журнал №192, сентябрь 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Звери

Восточная пума официально признана вымершей

Николай Кулапов
29 января 2018
/upload/iblock/197/19710267535f079e0a0756d33dcd0e86.jpg
Пума в Национальном парке Шубенакади, Канада.
Фото: Craig A. Hyatt / Flickr.com
Последний раз этого хищника видели 80 лет назад.

Пума, или кугуар, обитает в Северной и Южной Америках и делится на несколько подвидов. Один из них – восточный (Felis concolor couguar), когда-то широко распространенный на северо-востоке США и на юге Канады – ныне официально признан исчезнувшим.

23 января об этом заявила Служба охраны рыбных ресурсов и диких животных США; соответствующий документ получит юридическую силу 30 дней спустя.

Последняя особь восточной пумы была поймана в штате Мэн в 1938 году, а последняя встреча в Канаде (провинция Нью-Брансуик) датируется 1932 годом. С тех пор ни в Канаде, ни в североамериканских штатах восточную пуму не видели. Правда, жители этих территорий сообщали о встречах с пумами, однако специалисты уверены, что людям попадались на глаза особи других подвидов: эти животные либо мигрировали с западных и южных регионов континента, либо до этого жили в неволе – питомниках или в частном владении (в некоторых штатах можно вполне легально держать пуму как домашнего питомца).  Достоверно установить происхождение пумы можно с помощью генетической пробы: по изотопам в образце специалисты способны определить, чем она питалась.

Некоторые из 23 американских штатов, на чьей территории встречалась восточная пума, все еще сохраняют ее в перечнях редких/угрожаемых видов. Новый статус животного будут определять региональные власти.
/upload/iblock/833/83336e6f4a00529964e898d9948cb8fc.jpg
Bill Chitty / Flickr.com Белохвостый олень – главная добыча кугуаров.

Эти животные известны европейцам еще с XVI века. Крупные кошки представляли опасность для колонистов и скота, поэтому зверей отстреливали, ставили на них ловушки и травили ядами. Кроме того, белые поселенцы охотились на главную добычу кугуаров – белохвостого оленя, а также активно вырубали леса, сокращая ареал пум.

Как отмечает крупный специалист по кугуарам – доктор Марк МакКаллоу, пум теоретически можно вывести в питомниках и заново расселить в северных лесах штата Мэн, однако этот вопрос нужно  решать не только биологам: пума – крупный хищник, который и сегодня вполне может представлять опасность и для скота, и для людей.

По статистике 2011 года, пумы нападают на людей крайне редко: 4-6 раза в год (при этом атаки других кошачьих и волков в странах Азии и Африки исчисляются сотнями и тысячами).

Пума – крупнейший, после ягуара, представитель кошачьих в Новом свете. Рекордно крупные особи вырастали до 90 см в холке, а самцы пум могут достигать 2,4 метров в длину от носа до кончика хвоста и весить до 100 кг.