Журнал №193, октябрь 2019
Журнал №71, сентябрь–октябрь 2019
Природа

Мартышки выбирают партнеров по губам

16 декабря 2015
/upload/iblock/650/650d6a3ef13e3753ba08327d6f495821.jpg
Rhinopithecus roxellana
Фото: Jack Hynes/Flickr.com
/upload/iblock/6f7/6f7c068df9fe2a1ce5eb740cf6f39f65.jpg
Rhinopithecus avunculus
Фото: Quyet Le/Flickr.com
/upload/iblock/a71/a7189f403f3e54b996dac51aedb43408.jpg
Фото: Royalsocietypublishing.org
/upload/iblock/849/849cd230469f884d3ca64d749d89ab4c.jpg
Фото: Royalsocietypublishing.org
Исследуя поведение мартышек, международная группа ученых обнаружила прямую связь между цветом их губ и брачным статусом. Как и в человеческом обществе, ярко-красный оттенок в мире обезьян считается наиболее привлекательным.
Объектами исследования стали черные ринопитеки (Rhinopithecus bieti) – представители семейства мартышковых, обитающие только на территории континентального Китая. Это малоизученные приматы по причине их полукочевого образа жизни, скрытности и труднодоступности ареала: они встречаются в лесах на высоте до 4700 метров над уровнем моря. Черные ринопитеки - достаточно крупные обезьяны с густой шерстью. Длина тела взрослого животного может достигать 83 см, длина хвоста – 75 см. Вес самцов варьируется в пределах 15-17 кг, для самок эти показатели – от 9,2 до 12 кг. Кожа лица бледная, а губы имеют различные розовые оттенки. Живут эти обезьяны в стаях, включающих несколько отдельных семейных групп. В рамках своего исследования, результаты которого опубликованы в журнале Royal Society Open Science, ученые проделали огромную работу, изучая жизнь этих скрытных мартышек. В частности, они выяснили, что размер стай может достигать 500 особей: для мирного сосуществования это требует строго выстроенной иерархии. Делая снимки обезьян на протяжении нескольких месяцев, специалисты отметили разницу в цвете и размере губ у самцов. Ранее предполагалось, что разные оттенки розового зависят от возраста мартышки, но новое исследование четко связало их с готовностью или же отсутствием желания продолжать род. Мужские особи сигнализируют о своем статусе цветом губ для того, чтобы избегать конфликтов в борьбе за самок. Оказалось, что бледный цвет характерен не только для молодых, неполовозрелых особей, но и для более старших обезьян, пребывающих в «холостом статусе». В высокий брачный сезон у самцов, не готовых или не желающих спариваться, губы бледнеют. Таким образом эти животные оказываются исключены из гонки за продолжение рода, и на арену выходят обладатели покрасневших и набухших губ. При этом причины, по которым взрослые особи самоустраняются из брачных игр, пока не установлен. Возможно, это связано с той самой иерархией, руководствуясь которой, столь многочисленные группы ринопитеков могут спокойно обитать на одной территории. Узнайте, зачем в брачный период самки капуцина швыряют камни.