Журнал №193, октябрь 2019
Журнал №71, сентябрь–октябрь 2019
Природа

Маскировка вслепую: удивительное открытие о зрении гусениц

06 августа 2019
5-caterpillars.jpg
Фото: Arjen van't Hof/University of Liverpool
7700.jpg
Фото: nature.com
44492241851_1b4386f6ec_o.jpg
Biston betularia
Фото: Ilia Ustyantsev / Flickr.com
Оказалось, что гусеницам не нужны глаза, чтобы различать цвета и подстраиваться под цветовую гамму окружающей среды! Это первое доказательство использования фоторецепции вне зрительной системы для мимикрии среди членистоногих.

Мимикрия – важный механизм выживания в дикой природе: он позволяет животным сливаться с окружающим пейзажем. Большинство представителей фауны с рождения имеют цвет наружных покровов, не привлекающий лишнего внимания. Для других еще важно быстро адаптироваться к меняющейся среде. Среди них можно назвать зайца-беляка, который к зиме меняет окрас на белоснежный (и многих млекопитающих, которые поступают ровно так же). Здорово умеет маскироваться и бабочка березовая пяденица (лат. Biston betularia).

960px-Biston_betularia.png
Noor MAF/Wikipedia

Биологи из Университета Ливерпуля решили изучить механизмы ее мимикрии. Окраска гусениц этих бабочек напрямую зависит от места, где они вылупляются и принимаются интенсивно поглощать пищу – чем темнее кора дерева, тем темнее будет окрас гусеницы, а среди свежей листвы и зеленых стеблей гусеница позеленеет. В итоге она становится практически неотличимой от веточек и растений, среди которых проводит время – а значит остается незамеченной хищниками и получает неплохие шансы на выживание.

В исследовании принимала участие 321 гусеница. Ученые закрасили оцеллии (простые глазки) гусениц черной акриловой краской, и это лишило их возможности что-либо видеть. Затем их посадили деревянные палочки разных цветов: белую, черную, зеленую или коричневую.

334.jpg
Arjen van't Hof/University of Liverpool

Несмотря на отсутствие зрения, гусеницы поменяли цвет точно в соответствии с цветом палочек, на которых они оказались. Тогда ученые перемешали их и посадили на разные веточки вновь, но уже перекрасившиеся гусеницы снова вернулись к тем, которые соответствовали их текущему окрасу – на это требуется меньше усилий, чем на создание нового «имиджа».

На основе этих опытов биологи пришли к выводу, что для мимикрии гусеницам не обязательны наружные органы зрения – они также пользуются внезрительной фоторецепцией: на их теле есть рецепторы, анализирующие окружающую среду не хуже, чем глаза. Эту теорию подтвердил анализ экспрессии генов: в эпидермисе по всему телу были найдены светочувствительные рецепторы опсины.

Недавно было проведено другое исследование, показавшее, каким мир видят птицы. Благодаря уникальной чувствительности к ультрафиолету им доступна особая цветовая гамма, что позволяет им видеть даже «хитрых гусениц», так и обеспечивается бесперебойная работа пищевой цепочки.