Журнал №191, август 2019

/upload/iblock/06a/06a8659665546e679286e35690817eee.jpg
Фото: Ria Tan/Flickr.com
/upload/iblock/2d6/2d6d98573c7444e6de0b5eca6a7f83e8.jpg
Фото: Андрей Журавлев
Мечехвосты – одни из самых древних членистоногих на Земле, дошедших до наших дней. Рассказываем, как они могут помочь людям и какая смертельная опасность их преследует.

Старожилы планеты – мечехвосты могут оказаться весьма полезны людям: сыворотка из голубой крови мечехвоста, которая представляет собой медьсодержащий гемоцианин (а не гемоглобин), помогает выявить причины отравления, поскольку это вещество чувствительно к ядам некоторых бактерий и грибов. «Кроме того, – поясняет биотехнолог Норажнавати Исмаил из малайзийского университета Теренгану, – удалось установить, что бактерии-симбионты мече-хвостов выделяют активные вещества, что позволяет использовать их в качестве антибиотиков, не причиняя вреда популяции самих членистоногих».

Все их родственники – такие как скорпионы, клещи, сенокосцы – больше 400 миллионов лет назад обосновались на суше, и лишь мечехвосты остались верны морской среде. Они настолько древние, что на примере этих членистоногих изучают особенности поведения трилобитов, которые полностью вымерли четверть миллиарда лет назад: как те линяли – меняли старую шкурку – или спасались от преследователей. «Судя по сходным повреждениям на панцире, – рассказывает палеонтолог Стивен Патес из Оксфордского университета, – на трилобитов, как и на современных мечехвостов, хищники чаще нападали во время линьки, пока внешний хитиновый скелет не затвердел. Другие раны животные получали при спаривании».

Увы, мечехвосты привлекают не только ученых. На ферме-ресторане, пришвартованной в проливе малайзийского архипелага Ланкави, где обитает один из видов мечехвостов, служащий вкрадчиво поведал, что в пищу используются только яйца самок. Правда, почему в садке копошатся два десятка самцов, с суповую тарелку величиной каждый, он толком объяснить не смог. Ответ между тем прост: панцири и конечности продаются на черном рынке для снадобий традиционной медицины и по большей части отправляются за границу, несмотря на запрет вывоза этих теперь уже ставших редкостью животных из Малайзии и, конечно, полную бесполезность порошков из хитина.

В мире сохранилось четыре вида мечехвостов, три из которых, в том числе Tachypleus gigas (на снимках выше), обитают в морях Малайзии.