National Geographic №194, ноябрь 2019
National Geographic Traveler №72, ноябрь 2019 – январь 2020
Природа

Микропластик добрался по пищевой цепи до высших хищников

27 февраля 2018
/upload/iblock/f25/f259445c90ce8729960d4a581c295d45.jpg
Фото: Plymouth Marine Lab
Пластиковый мусор, заполняющий воды Мирового океана, все активнее влияет на жизнь его обитателей. Ранее частицы пластика были найдены в пищеварительных трактах черепах, морских птиц, рыб, китов и планктона, а теперь он добрался и до тюленей.
Изучая последствия загрязнения Мирового океана пластиком, ученые давно говорили о том, что микрочастицы могут передаваться по пищевой цепи к высшим хищникам. Они уже были найдены у китов, поедающих планктон, а теперь получены первые примеры «путешествия» пластика от рыбы до тюленей.

Исследование провели биологи из научного центра Plymouth Marine Laboratory. Ученые поставили 16-недельный эксперимент с участием 31 длинномордого тюленя (лат. Halichoerus grypus). Животных кормили атлантической скумбрией (лат. Scomber scombrus), пойманной в разных точках планеты. По результатам анализа фекалий тюленей частицы пластика были обнаружены почти в половине случаев.

e0b2589706c9080aeae49f2a99ab806c.jpg
Источник: Sarah E.Nelms/Plymouth Marine Laboratory

Для того, чтобы понять, каков объем пластика в организмах рыб, исследователи отдельно рассмотрели еще три десятка скумбрий. Микроволокна и фрагменты мусора нашлись у десяти из них, то есть 30% морской рыбы уже испытало на себе пластиковое загрязнение. При этом некоторые фрагменты оказались сравнительно крупными – до 6 мм.

Возможность передачи пластика вверх по пищевой цепи не подвергалась сомнению и прежде, но доказательств не хватало. Научная работа восполняет этот пробел. Кроме того, она в очередной раз подчеркивает важность проблемы: очевидно, что рыба «поставляет» пластик не только тюленям и другим морским хищникам, но и человеку.

Узнайте, сколько пластика произвели люди.