Экспедиция «9 Легенд Русского Севера»
Природа

Мимика помогает псам общаться с людьми

20 октября 2017
/upload/iblock/016/016847d2b3a53fb4dd1ba4693f5e27dc.jpg
Фото: 8 Kome / Flickr.com
/upload/iblock/620/620006bdf0924dc9b6b90dfde4d9cedf.jpg
Фото: PROluckyno3 / Flickr.com
Владельцы собак не сомневаются, что их питомцы обладают богатой мимикой, oднако ученые решили проверить это экспериментально.
Исследование, посвященное взаимодействию собак и людей, провели биологи из Портсмутского университета. В эксперименте участвовали 24 разнополые домашние собаки различных пород в возрасте от года до 12 лет.

Они были отобраны случайным образом из базы данных; единственным критерием было умение оставаться дружелюбной при отсутствии хозяина. Всех животных кормили точно так же, как и дома.

Каждой из собак была предложена серия тестов: в двух случаях незнакомый ей человек смотрел на нее, и еще в двух – отворачивался. В половине из этих четырех экспериментов в комнате находилась миска с кормом. Реакция собаки на поведение исследователя фиксировалась на видео, а расшифровка данных велась с помощью программы DogFACS, аналогичной программе распознавания человеческих лиц и способной анализировать положение мускулов на морде животного.

0c89b0ff142c286858d3ee162cc1dba2.jpg

Оказалось, что собаки чаще меняли «выражение морды», когда человек на них смотрел. Наиболее распространенной реакцией были высунутый язык или поднятые брови («щенячьи глаза»). А если человек отворачивался, мимическая активность минимизировалась. При этом наличие еды не оказало никакого влияния на результаты экспериментов. На основании этого биологи говорят об осознанном использовании собаками мимики при коммуникации с людьми.

Похожее исследование проводилось в 2013 году. Тогда ученые выяснили, что из приютов чаще забирают собак, умеющих сделать «щенячьи глаза», то есть принять жалобный и трогательный вид.

Эти научные работы вносят вклад в понимание истории одомашнивания собак.

Люди и собаки имеют одинаковые свойства мозга