Журнал №191, август 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Природа

Мир глазами птиц: новые знания о зрении пернатых

28 января 2019
/upload/iblock/4d6/4d6ff9999e2611e8d7c482c39674c8d6.jpg
/upload/iblock/d7a/d7a0590b25f714f9326f1164bfb743fb.jpg
/upload/iblock/d5f/d5fc9d494f8e60ac4dab4d802a9a399f.jpg
/upload/iblock/8d5/8d5d36aa4141e68b53bfcce28f48de5d.jpg
/upload/iblock/e9e/e9e87dcce73b3c6da7cee9edd7092256.jpg
Фото: Pixabay.com
У птиц есть ряд приспособлений, отвечающих за более высокую остроту зрения, чем у человека – ученые решили исследовать их подробнее.
Основные структуры глаза птицы сходны со структурами глаз других позвоночных, однако пернатые обладают более высокой остротой зрения. Большинство плацентарных млекопитающих остались дихроматиками: у них отсутствуют колбочки, восприимчивые к длинноволновой части спектра, то есть к красному цвету. Им все кажется или ультрафиолетово-зеленым (грызуны), или сине-зеленым (лошади, коровы, кошки, собаки) – как дальтоникам.А вот основу цветового зрения птиц составляют четыре типа фоторецепторов (колбочек), которые чувствительны не только к основным цветам, но и к ультрафиолету. Благодаря этому птицы могут видеть цвета, которые недоступны нашему воображению.

Ученые из Лундского университета решили детально изучить эти способности. Они создали многоспектральную камеру, в которой поверх линзы располагались оптические фильтры, соответствующие цветовой чувствительности птичьих глаз. Съемки одной и той же местности велись с помощью обычной и экспериментальной камер, и оказалось, что умение видеть в ультрафиолетовом диапазоне открывает перед птицами иную картину: верхние стороны листьев им покажутся очень светлыми, а нижние, напротив, темными. Таким образом, чувствительность к ультрафиолету позволяет птицам четко видеть каждый отдельный лист, его положение и ориентацию.
/upload/iblock/2e9/2e9dd4ed1ea32927a69e97d990a19e7c.jpg
Cynthia Tedore Изображение, сделанное обычной камерой - сверху.

«Сплошная зеленая «масса», которую видит человек, для птиц благодаря высокой контрастности разделяется на множество деталей. Никто до сих пор об этом не знал», – руководитель научной группы Дан-Эрик Нильссон (Dan-Eric Nilsson).

Съемка велась в различных условиях: среди густых и разреженных лесов от Швеции до Австралии. Оказалось, что максимально контрастным зрением обладают птицы, обитающие на открытых территориях: их глаза чувствительны к более коротким УФ-волнам; а также птицы, предпочитающие густые лесные кроны: их органы зрения лучше всего воспринимают УФ-волны большей длины.

Способность видеть листву в «трехмерном формате» помогает птицам отлично ориентироваться и находить «незаметных» насекомых, сливающихся с листьями. Однако у этой «суперспособности» есть и отрицательный аспект: чувствительные к ультрафиолету колбочки занимают часть глаза в ущерб рецепторам, отвечающим за основные цвета, и это может снижать общую восприимчивость птиц к цветовой гамме, особенно в сумерках. Исследования птичьего зрения будут продолжены. Узнайте об особенностях голубиных глаз.