Журнал №190, июль 2019

/upload/iblock/58e/58e8eca8c34e081ab103dfdc6d7545a0.jpg
Фото: Deep Discoverer ROV/AWI-OFOS Launcher
/upload/iblock/c90/c90e26244b9f0ec9ca73fafd69073369.jpg
Фото: Deep Discoverer ROV/AWI-OFOS Launcher
В начале 2016 года морские биологи открыли новый вид осьминогов, а теперь стали известны особенности поведения этого обитателя глубин.
Открытие совершили океанологи из Национального управления океанических и атмосферных исследований США (NOAA) 27 февраля 2016 года во время тихоокеанской экспедиции судна Okeanos Explorer. В акватории Гавайских островов, на глубине 4290 метров, ученые заметили маленького осьминога не известного науке вида. Среди его отличий от сородичей – отсутствие хроматофор: пигментных клеток, характерных для большинства головоногих. Практически прозрачный осьминог получил прозвище «Каспер» в честь знаменитого привидения из мультфильмов. Дальнейшее изучение необычного животного позволило узнать об особенностях его поведения. Выяснилось, что Каспер откладывает свои яйца на рекордной для осьминогов глубине: более 4000 метров. Затем самка оборачивается своим телом вокруг кладки, высиживая яйца на протяжении нескольких лет. Местом кладок являются мертвые губки— глубоководные многоклеточные организмы, ведущие прикрепленный образ жизни. В районе обитания Каспера губки прикрепляются к залежам марганцевых конкреций. Эти образования содержат в своем составе большое количество ценных металлов, и именно это, как предупреждают ученые, может погубить осьминога. Металлы из марганцевых конкреций представляют большой интерес для промышленности – в частности, они используются при производстве мобильных телефонов. К настоящему времени большая часть таких образований уже выработана. Однако на восстановление экосистемы океана после подобного вмешательства требуется несколько десятилетий. Поскольку Каспер не умеет откладывать яйца в другие подводные образования, в ближайшее время новооткрытый вид может стать вымирающим. Узнайте о гигантской губке, живущей у Гавайских островов.