Журнал №192, сентябрь 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Природа

Морские змеи могут не пить семь месяцев

26 марта 2014
/upload/iblock/0ea/0eab0af6918026cbf3801ea0875311da.jpg
Морская змея желтогубый плоскохвост (Laticauda colubrina). Автор фото: Elias Levy.
/upload/iblock/cba/cbac4f954d7d848084ecada15ec2d860.jpg
Двухцветная пеламида (Pelamis platura). Автор фото: Carpenter0.
Морские змеи могут обходиться без питьевой воды до семи месяцев.
Исследованием механизмов утоления жажды у морских пресмыкающихся занималась международная научная группа, объединяющая ученых из США, Австралии и Франции. В рамках исследования рассматривалась двухцветная пеламида (Pelamis platura) - тропическая морская змея, достигающая в длину одного метра, питающаяся рыбой и осьминогами. Это пресмыкающееся всю жизнь проводит в морской воде, никогда не выбираясь на сушу. Согласно общепринятому в науке мнению, морские рептилии эволюционно научились утолять жажду окружающей их соленой водой, выводя избыток соли через специальные железы. Как оказалось, на морских змей это правило не распространяется: пеламиды хоть и выделяют соль, но при этом они не пьют морскую воду. По результатам наблюдений за морскими змеями в течение трех лет биологи обнаружили, что те утоляют жажду пресной водой, скапливающейся на поверхности океана в сезон обильных осадков. Поскольку дождевая вода имеет меньшую плотность, чем морская, она сохраняется в поверхностных слоях до нескольких дней. Между тем, условия обитания морских змей биологи сравнивают с пустыней: в Коста-Рике, где проводились наблюдения, засушливые сезоны продолжаются до семи месяцев. В это время пеламидам нечего пить, но они не используют окружающую их морскую воду. Вместо этого рептилии пользуются запасами организма, теряя порой до 25% своей массы. Именно этим также объясняется уменьшение популяции морских змей: с изменением климата засуха продолжается все дольше, и многим пеламидам просто не хватает ресурсов, чтобы дожить до следующего дождя. Теперь ученым предстоит изучить принцип утоления жажды у других морских обитателей – в первую очередь, черепах. Правильное представление о потребностях в пресной воде у морских позвоночных может помочь сохранению этих видов в будущем.