National Geographic №197, февраль 2020
National Geographic Traveler №73, февраль – март 2020
Природа

Муравьи и растения: роман длиною в тысячелетия

13 ноября 2018
/upload/iblock/390/390f33f634ee37b7c7212cc4d127d223.jpg
Растение развило полые шипы для муравьев, чтобы тем было, где укрыться. В ответ муравьи защищают растение от других насекомых и млекопитающих.
Фото: Corrie Moreau/Field Museum
/upload/iblock/cd8/cd888c1d18d2fbcb4a1ccf17cc2c086f.jpg
Хищные муравьи, населявшие Землю в доисторические времена, к мезозойской эре добавили в свой рацион растения. Ученые изучили связь между этими представителями флоры и фауны.
Эволюционно многие растения выработали самые разные механизмы, позволяющие им эксплуатировать представителей мира фауны. Например, венерина мухоловка приманивает и употребляет в пищу насекомых, а пизония использует птиц для распространения на большие территории. В обоих этих случаях контакт является «односторонним», тогда как муравьи и растения, как выяснилось, сотрудничают на взаимовыгодных условиях.

Биологи из Филдовского музея естественной истории в Чикаго решили установить хронологию возникновения этого симбиоза. На основе анализа генома 1700 видов муравьев и более чем 10 тысяч растений ученые пришли к выводу, что старт союзу дали ископаемые хищные муравьи. В поисках добычи они стали скрываться среди растений, и это позволило им обнаружить, что и листья можно использовать в пищу. В свою очередь растения, практически принося себя в жертву, получили возможность распространять при помощи муравьев семена.

В результате к современной эре геологической истории (которая началась 66 млн лет назад) растения уже намеренно научились выделять больше сока, приманивающего муравьев, а те, помимо питания, оценили возможность устраивать там гнезда. Для растений же дополнительной выгодой стало то, что наличие муравьев отгоняет от них других насекомых.

Аспекты сотрудничества различаются в зависимости от местности и вида растения или муравья. Например, в Амазонии растут так называемые «сады дьявола», созданные муравьями. Огромные территории покрыты только деревьями Duroia hirsuta: рабочие муравьи вида Myrmelachista schumanni убивают ростки остальных зеленых насаждений, впрыскивая в их листья муравьиную кислоту. В результате Duroia hirsuta разрастаются без конкуренции, а сами насекомые используют их полые стебли для строительства гнезд.