Журнал №193, октябрь 2019
Природа

Муравьи-паразиты оказались защитниками

12 сентября 2013
/upload/iblock/596/59665f1320cd11b41d7b1824cecbddb1.jpg
Международная группа биологов, занимаясь исследованиями паразитизма и симбиоза, обнаружила, что нахлебники могут быть вполне желанными гостями. На примере муравьев рода Sericomyrmex и живущих за их счет муравьев рода Megalomyrmex стало ясно, что паразиты иногда способны приносить пользу.
Симбиоз - взаимовыгодное отношение организмов двух или нескольких различных видов. Одной из его разновидностей является паразитизм: сосуществование нескольких организмов, генетически разнородных и между собою не связанных. Паразит использует хозяина как источник питания и/или среду обитания. Муравьи Megalomyrmex ранее рассматривались как паразитарный вид, живущий за счет муравьев Sericomyrmex. Последние из названных выращивают в своих муравейниках на переработанной биомассе растений грибы. Питаются же этими грибами и сами Sericomyrmex, и их «гости» Megalomyrmex. В рамках эксперимента ученые изъяли всех Megalomyrmex из муравейника. Сразу же после этого на Sericomyrmex стали нападать враги – муравьи рода Gnamptogenys с тем, чтобы захватить питательные грибы. При этом хозяева не давали им отпор, и Gnamptogenys могли победить практически любым количеством. Тогда как в случае присутствия в колонии муравьев Megalomyrmex события разворачиваются иначе: в момент вторжения врагов хозяева уходят в глубь муравейника, а на передний план выходят бывшие нахлебники. Они начинают выделять яд, который не столько убивает захватчиков, сколько дезориентирует их в пространстве – так, что враги сами убивают друг друга. Ученые отмечают, что при выборе между постоянными «лишними ртами» или врагами, которые могут нанести больший ущерб, мирные муравьи резонно отдают предпочтение полезным нахлебникам. Этим объясняется повсеместное распространение симбиоза Megalomyrmex и Sericomyrmex: эти два вида муравьев живут практически во всех муравейниках. А в тех случаях, когда Sericomyrmex остаются без защитников, их колонии быстро приходят в упадок из-за прожорливых врагов. Как пояснила Рашель Адамс из Университета Копенгагена, полезные функции Sericomyrmex позволяют сравнить их с наемниками, а это расширяет знания о симбиозе в дикой природе.