Но есть и хорошие новости!
Природа

Проклятый ген: как Великобритания избавится от крыс

07 декабря 2017
/upload/iblock/ffc/ffc59226fd7f983104929eab3aee90fd.jpg
Фото: Pixabay
Зачем травить грызунов, если можно изменить их ДНК – и популяция исчезнет сама? Рассказываем о радикальном предложении Эдинбургского университета.
Крысы вольготно чувствуют себя в крупных городах: здесь они легко находят пропитание. При этом уничтожить крыс очень сложно: по данным британских исследователей, на начало 2015 года в стране насчитывалось 80 миллионов крыс, из них более 70% не реагируют ни на один из известных ядов.

В настоящее время в Великобритании, по разным оценкам, живет уже от 120 миллионов до 200 миллионов крыс. Это вынуждает ученых искать другие пути борьбы с опасными грызунами.

Интересную идею предложили исследователи из Эдинбургского университета: выпустить на улицы городов крыс с модифицированной ДНК. Потомки этих грызунов будут почти поголовно мужского пола, что неизбежно приведет к вымиранию популяции.

Крысы, несущие исключительно мужские хромосомы, будут созданы с помощью системы редактирования ДНК под названием CRISP-Cas9, позволяющей удалять и заменять гены. Подобные эксперименты проводятся по всему миру; например, в Китае на основе CRISP-Cas9 были выведены необыкновенно сильные собаки.

Шотландские ученые уверены, что генетический способ борьбы с крысами обладает множеством преимуществ: он более гуманен и эффективен. Недостаток – отсутствие точных прогнозов. В случае, если крысы-мутанты распространятся по всей планете, рано или поздно могут исчезнуть абсолютно все крысы, однако вымирание целого вида млекопитающих запустит необратимую цепочку опасных для природы последствий. Исследования в этом направлении еще продолжаются. Ранее метод подобного редактирования ДНК был опробован только на комарах.

Китайские ученые изменили человеческий геном