Журнал №192, сентябрь 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Природа

Мутация позволяет жителям Тибета обходиться минимумом кислорода

21 августа 2014
/upload/iblock/803/80379f8daae680a6a8f012e5e380c084.jpg
Автор фото: Göran Höglund (Kartläsarn).
/upload/iblock/888/8884ee2246078ae3475cd6e7fd29c042.jpg
Автор фото: utpala ॐ.
В горах у людей развивается высотная болезнь: разреженный воздух приводит к кислородному голоданию. Однако живущие на высоте более 3500 метров тибетцы от этого не страдают. Ученые нашли ответ на эту загадку.
Человеческое тело лучше всего функционирует на высоте уровня моря, а после подъема на уровень более около 2100 метров насыщение организма оксигемоглобином (белком гемоглобина, связанным с кислородом) начинает падать. Из-за возрастания количества эритроцитов, которые пытаются скомпенсировать недостаток поступления кислорода к тканям, увеличивается вязкость крови. Все это приводит к головокружениям, нарушению дыхания и другим недомоганиям. Тибет, с его средней высотой около 5000 метров, называют «крышей мира». На территории Тибетского нагорья проживает более 4,5 миллиона человек, из них половина – на высоте более 3500 метров. Ученые давно задавались вопросом, каким образом тибетцам удается вести нормальный образ жизни, совершенно не страдая от кислородного голодания. Очевидно, что речь идет о приспосабливаемости их организмов, о высокогорной акклиматизации. Но механизм этого явления не был понятен. Планировалось провести генетическое исследование, однако в течение долгого времени тибетцы отказывались принимать в этом участие. Только после того, как их духовный лидер, Далай-лама, обратился с призывом помочь ученым, отметив важность результатов для всего человечества, медикам удалось найти 90 добровольцев – как живущих непосредственно в горах, так и тех, кто переехал в другие страны. Согласно полученным данным, около восьми тысяч лет назад у высокогорных жителей возникла мутация гена EGLN1. Она блокирует реакцию организма на низкую концентрацию кислорода в воздухе, и вязкость их крови не увеличивается. Этой мутации, между тем, нет у тибетцев, живущих в равнинной местности. Ученые уверены, что дальнейшее изучение генетической основы адаптации к высотам может помочь в лечении ряда распространенных болезней – таких, как ишемическая болезнь сердца, которая напрямую связана с нехваткой кислорода. Стоит также отметить, что связь генетики и адаптации организма к высоте уже исследовалась ранее. Так, в прошлом году калифорнийские ученые смогли выделить два гена, ответственных за большую восприимчивость ряда людей к горной болезни.