Журнал №193, октябрь 2019
Журнал №71, сентябрь–октябрь 2019
Природа

На Галапагосах найдена черепаха, считавшаяся вымершей

22 февраля 2019
/upload/iblock/736/7360d8f4dff617e6e0fc412c30a376d4.jpg
/upload/iblock/905/90568cd6e7a0c89595801d697f4f305c.jpg
/upload/iblock/592/592453a4ef2a6c96f78d8122b6e54ffd.jpg
Фото: Galapagos Conservancy/GNDP, W. Tapia
На острове Фернандина, входящем в состав Галапагосского архипелага, ученые обнаружили черепаху подвида Chelonoidis phantasticus. Его представители не попадались на глаза людей более ста лет.
Галапагосы являются местом обитания эндемичных слоновых черепах Chelonoidis elephantopus. Это один из двух крупнейших видов наземных черепах: длина карапакса (спинного панциря) может достигать 122 см при массе тела до 300 кг. Ученые выделяют 13 подвидов, которые отличаются размером и формой панциря. Несколько из них – такие как абингдонская слоновая черепаха – уже вымерли (последним долгожителем был знаменитый Одинокий Джордж). Сейчас насчитывается 10 подвидов, населяющих шесть островов.

Причиной исчезновения рептилий стало появление людей, охотившихся на них, а на Фернандине, самом молодом острове архипелага, дополнительным фактором стала вулканическая активность – покрывая значительные территории, лава лишает животных их мест обитания. Подвид Chelonoidis phantasticus был замечен участниками экспедиции Калифорнийской академии наук в 1906 году, и с тех пор этих черепах на острове не встречали. Правда, существует неподтвержденное свидетельство от 2009 года и, кроме того, специалисты несколько раз замечали следы укусов на кактусах и фекалии.

Подвид был классифицирован как «исчезающий». Для поисков редких рептилий на остров отправилась совместная экспедиция эквадорского Национального парка «Галапагос» и американской некоммерческой организации Galapagos Conservancy. 17 февраля ученые встретили самку Chelonoidis phantasticus: таким образом, подвид остается «на грани исчезновения», но считать его вымершим рано.

Биологи перевезли черепаху, чей возраст оценивается на уровне 100 лет, в центр по разведению слоновых черепах на острове Санта-Крус: есть надежда, что с ее помощью можно восстановить исчезающий подвид. Наличие следов других черепах на острове позволяет предположить, что там есть и другие особи, в том числе мужские, а самки черепах способны хранить семенную жидкость самцов в своих яйцеводах на протяжение долгого времени.

Узнайте больше об экологической ситуации на Галапагоссах.