National Geographic №197, февраль 2020

67404573_2512238245467124_4360185953482964992_o.jpg
-2atXNbQMBIJJL_H-rmykQj5tjmpdSStKREUox3sp4Kg.jpg
E9yk2i22djhKpThx4FSYaA1BDS6_E9i5UCVL0WvOrsmg.jpg
Фото: Norsk Polarinstitutt
Животные погибли от голода, вызванного сложными условиями из-за климатических изменений.

Ученые обнаружили больше 200 павших северных оленей на архипелаге Шпицберген. Это рекордно высокий показатель за все 40 лет истории наблюдений. Животные не перенесли необычно теплой зимы: ее результатом стало сокращение кормовой базы.

Большую часть года олени добывают корм из-под снега. В лесу олень может раскопать рыхлый снег высотой до 150 см, но если снег слишком плотный, пробить лунку удается только очень сильным животным, и то не всегда. При этом зимой потребность оленя в питательных веществах увеличивается на 35% по сравнению с другими сезонами года: пробивая в среднем 70 м² лунок, он делает от 1,8 до 7,3 тыс. движений, затрачивая много энергии.

Минувшая зима на Шпицбергене ознаменовалась сильными дождями, вызванных климатическими изменениями, и снег покрылся толстой коркой. Замерзшие пастбища стали непригодными, что привело к высокой конкуренции в борьбе за еду. В результате погибли самые молодые и самые старые животные.

Исследователи из норвежского Полярного института отмечают, что на планете не так много мест, которые подвергаются последствиям изменения климата так, как Шпицберген. Между тем северный олень является ключевым видом для определения состояния окружающей среды в тундре. На него охотятся белые медведи, а на телят нередко нападают даже песцы, и уменьшение популяции копытных отразится на выживаемости хищников. Со своей стороны олень конкурирует за корм с птицами, и без оленей их численность может неестественно вырасти.

С другой стороны, с увеличением теплого периода увеличится и сезон размножения оленей, но это еще больше повысит конкуренцию за пищевые ресурсы и приведет к новым смертям. В любом случае, нарушение естественного экологического баланса уже происходит, и дальнейшее развитие событий может выявить более масштабные последствия глобального потепления.

Узнайте, как олени меняют цвет своих глаз.