Журнал №193, октябрь 2019
Журнал №71, сентябрь–октябрь 2019
Природа

На свет появились первые в мире щенки, зачатые с помощью ЭКО

10 декабря 2015
/upload/iblock/2cd/2cda0062c58ddda3eea86087b6412549.jpg
/upload/iblock/493/49377031cedf26408149fbea0b6104e3.jpg
/upload/iblock/975/975df29e2cb48a396a8df48cb50eff8f.jpg
/upload/iblock/cc3/cc34e2834896bf47527ba4d869eb700a.jpg
/upload/iblock/7ea/7ea8467fbf5d37530d84ddd0692de740.jpg
Фото: Vet.cornell.edu
Ученым из Корнелльского университета в США впервые в мире удалось применить метод экстракорпорального оплодотворения (ЭКО) к собакам. В результате на свет появилось семь щенков.
Вспомогательная репродуктивная технология ЭКО на протяжении многих лет помогает не только людям, но и животным. На свет таким образом появились различные представители фауны – от крупного рогатого скота до белого носорога. Попытки применить ЭКО к собакам ведутся с 70-х годов XX века, но до сих пор все они заканчивались неудачей. Собачий репродуктивный цикл сильно отличается от цикла других млекопитающих. Овуляция у собак происходит два раза в год; их яйцеклетки недостаточно зрелые и притом слишком темные, что затрудняет работу с ними под микроскопом. Генетикам из Корнелльского университета в штате Нью-Йорк впервые в мире удалось извлечь яйцеклетку, достаточно зрелую для искусственного оплодотворения. Дозревание происходило в яйцеводе: протоке, служащем для выведения яиц или яйцеклеток из яичников самок животных. Ученым удалось задержать там яйцеклетку на лишние сутки, и этого оказалось достаточно для проведения процедуры ЭКО. После оплодотворения клетки были заморожены до того момента, когда у их суррогатной матери – на эту роль была выбрана здоровая самка бигля - наступит овуляция. На итоговой стадии 19 эмбрионов – плоды различных родителей - были подсажены в организм самки. В результате на свет появилось семь щенков. В настоящее время им около полугода, они здоровы и в развитии ничем не отличаются от собак, родившихся обычным образом. Анализ ДНК щенков показал, что два из них являются помесью матери-бигля и отца кокер-спаниеля, и еще пятеро – дети нескольких отцов и матерей гончих. Открытие, о котором рассказано в журнале PLoS ONE, имеет важное практическое значение. С его помощью можно спасти от вымирания некоторые редкие виды собак, например – занесенную в Красную книгу гиеновидную собаку (Lycaon pictus). Оно также поможет лечить наследственные генетические заболевания у представителей семейства псовые.