Но есть и хорошие новости!
Природа

На свет появился белый носорог, зачатый при помощи ЭКО: как это «воскресит» северных белых носорогов

30 июля 2019
RRCCalf_002_Web-1024x683.jpg
SWR-Victoria-AI-Calf_001_Web-1024x723.jpg
RRCCalf_004_Web-1024x683.jpg
Фото: San Diego Zoo
Программа возрождения популяции носорогов с помощью искусственного оплодотворения дала первые результаты.

В дикой природе популяция африканских носорогов сокращается: основными причинами являются браконьерство и уничтожение естественной среды обитания. Небольшой вклад в это вносит и их собственный образ жизни: животные бывают достаточно агрессивны в отношении друг друга. Размножение тоже происходит медленно, а новорожденному малышу еще долгое время грозит опасность не только от болезней или хищников – их могут убить даже взрослые самцы, поскольку в период гона безжалостны ко всем, кто может помешать им завоевать самку.

Северных белых носорогов на планете уже почти не осталось – после того, как последний самец по кличке Судан умер от старости, представителями подвида являются только две самки: его дочь и внучка. Им, по мнению ученых, едва ли удастся забеременеть, но современные технологии предлагают альтернативные возможности продолжить род этого подвида вымерших животных.

В качестве одного из вариантов рассматривается клонирование, а другая технология – сделать самку южного белого носорога суррогатной матерью – сравнительно более простая, и этапы ее реализации уже ведутся. В прошлом году для участия в программе была выбрана молодая самка из зоопарка Сан-Диего. 22 марта она прошла процедуру искусственного оплодотворения – в ходе эксперимента использовалась сперма, собранная у представителя ее же подвида – южного белого носорога. Беременность протекала без отклонений, и 28 июля на свет появился малыш – первый в Северной Америке белый носорог, зачатый искусственно.

До восстановления популяции северных белых носорогов еще далеко, но это рождение стало важным шагом к осуществлению замысла. Виктория, доказавшая свою способность к зачатию искусственным путем и вынашиванию здорового малыша, теперь сможет повторить все это, но с генетическим материалом вымершего подвида – это планируется сделать в течение ближайших двух десятилетий. В распоряжении ученых есть запас сперматозоидов и яйцеклеток северного белого носорога, но очень ограниченный, потому применять его без должных исследований является непозволительным риском.

Кроме того, материнство Виктории дает надежду остальным видам носорогов. Зоопарк Сан-Диего участвует в программе восстановления их популяций; здесь естественным путем уже родилось 14 черных носорогов, 99 южных белых носорогов и 73 индийских. Однако проблемы, связанные с медленным воспроизводством вида и слабым генетическим разнообразием, не позволяют заметно увеличивать популяции. Не исключено, что искусственное оплодотворение этих животных вскоре станет важным вспомогательным инструментом.

Последний шанс последнего северного белого носорога на Земле