Природа

/upload/iblock/caa/caabb870bc5bd885640a0b106a9318d6.jpg
Автор фото: forevertrusting.
/upload/iblock/b0a/b0af8bf8204235cd8656bdc71d723f2d.jpg
Автор фото: Lorenzo L.
Проблема гибели пчел характерна для многих стран мира. Основными факторами являются изменение климата, экзотические паразиты, инфекции и обильное использование пестицидов в сельском хозяйстве.
Недавно о массовом вымирании пчел по всей стране сообщил Союз пчеловодов Эстонии. По мнению эстонских специалистов, виной являются пестициды. Химикаты наносят ущерб иммунной системе насекомых, лишая их способности бороться с болезнями и бактериями.

Кроме того, влияние оказывает погода. Так, из-за продолжительных морозов и затянувшегося прихода весны, зиму 2012/2013 не пережило около 25% пчелиных семей в Эстонии (на многих пасеках – до 100%). А латвийские пчеловоды в первую очередь винят активное распространение болезни «гнилец»: эта инфекция поражает личинки, не давая насекомым развиваться. Гнилец встречается в пчеловодческих хозяйствах по всему миру, и эффективного способа борьбы с ним не найдено. В Латвии же ситуация уже вышла из-под контроля: если 4 года назад этой болезнью страдали 3% популяции местных пчел, то сегодня – уже 7%.

В Великобритании с 1850 года вымерло 23 вида опыляющих пчел и ос. Первый кризис последовал за изменением в сельскохозяйственной политике сразу после Первой мировой войны, а в последнее время к этому добавился экзотический паразит семейства Nosematidae. А в Канаде только в течение нескольких последних месяцев погибло 37 миллионов пчел (или около 600 ульев). Массовая смерть произошла после того, как генномодифицированная кукуруза, посаженная в Онтарио, была обработана новым видом пестицидов.

По прогнозам британских ученых, полное исчезновение пчел с лица Земли может состояться уже в течение ближайшего столетия, и последствия для планеты будут катастрофическими. Многие страны мира пытаются сокращать объемы использования пестицидов; ученые также ищут новые пути борьбы с заболеваниями пчел. А специалисты из Гарварда работают над «робо-пчелой»: в начале этого года уже была представлена первая управляемая модель массой 0,09 г (настоящая молодая пчела в период вылета весит 0,122 г). Сейчас ученые продолжают разработку миниатюрных роботов, обучая их воссоздавать поведение живых пчел.

Как из вторсырья рождается одежда?

На Земле может не остаться пчел