Журнал №192, сентябрь 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Природа

Нарвалы обладают пятиметровым органом чувств

20 марта 2014
/upload/iblock/d30/d30100f4d2bebc4446c1e665d05f1e97.jpg
Рисунок, созданный Альфредом Эдмундом Брэмом для книги «Жизнь животных».
/upload/iblock/f3b/f3b9280837d45e85eb0006a176b2ec49.jpg
Бивень нарвала из коллекции Университета Глазго. Автор фото: Brian Suda.
В течение многих лет ученые пытаются понять предназначение бивня у морского млекопитающего нарвала. Исследователи приблизились к разгадке.
Бивень нарвала - симметричный орган, однако у самок он не пробивается наружу, оставаясь скрытым в деснах. У самцов же пробивается лишь один, левый бивень. Но даже достигая в длину 5 и более метров, он не используется в качестве орудия. Еще в 2005 году была выдвинута теория о том, что бивень может являться органом чувств. Недавние исследования, проведенные британскими учеными в рамках международного проекта Narwhal Tusk Discoveries, подтвердили эту идею. Исследователи обнаружили, что на бивнях нарвалов отсутствует зубная эмаль. При этом зубной цемент пронизан тонкими каналами, ведущими в центральную часть бивня, где в зубной пульпе проходят нервы. Такое строение позволяет нарвалам определять температуру и химический состав воды. В ходе проведенного эксперимента было отмечено, что частота сердцебиения нарвала напрямую зависит от солености воды, омывающей бивень. Вместе с тем, ряд ученых скептически отнесся к результатам исследования. Они напоминают, что самки, не имея подобного «органа чувств», все равно способны находить лучшие условия для обитания. В настоящее время основной и официальной версией предназначения бивня у нарвалов является сексуальная функция: этот орган используется в брачных играх для привлечения внимания самок.