Журнал №192, сентябрь 2019

Патриция Эдмондс
16 сентября 2015
/upload/iblock/c47/c477930106242f82ba3cfadeadc27aa6.jpg
/upload/iblock/601/601a0615b330545e44e5a4144798b96f.jpg
«Где – свет, хамелеон меняет свой цвет»,– писал Перси Биши Шелли. Английскому поэту позапрошлого века удалось довольно точно угадать физику этого явления: кожа пантерового хамелеона изменяет окраску, поскольку расположенные в ней светоотражающие кристаллы по-разному преломляют падающий свет.
/upload/iblock/fd7/fd7adca6301a1a5548a5361f7607e166.jpg
Во время «дуэли» самцы пантерового хамелеона принимают угрожающий окрас. Если соперник не сдается, дело может дойти до шипения, толкания и укусов.
/upload/iblock/f1c/f1cb29450495f2c5487769f297e86e78.jpg
Чем лучше молодой пантеровый хамелеон замаскируется под окружающую среду, тем для него безопаснее – так хищникам труднее его обнаружить. Этот вид обитает на Мадагаскаре и в континентальной Африке.
Фото: Кристиан Циглер
Хамелеоны – одни из самых необычных животных на Земле: они общаются, изменяя окраску, убивают жертву молниеносно выстреливая языком, а живут в таких местах, куда непросто добраться и которые, к сожалению, совсем скоро изменятся до неузнаваемости – из-за деятельности человека.
Вряд ли найдется животное, способное поспорить с хамелеоном числом анатомических диковинок. У этих ящериц язык длиннее тела, и с его помощью они способны одним «выстрелом» за доли секунды добыть себе пропитание – поймать и убить какое-нибудь насекомое. У хамелеонов отличное зрение, их телескопические глаза могут вращаться независимо друг от друга. Прямо над глазами выступают грозные «рога», а пальцы уподобились клешням и служат для крепкого захвата веточек, на которых эти ящерицы и проводят всю жизнь. Но среди всего многообразия ярких черт есть одна, выделяющая хамелеонов среди других ящериц, – это способность менять окраску. Широко распространенное мнение, будто хамелеоны принимают цвет поверхности, на которой находятся, на самом деле не совсем верно. Конечно, в некоторых ситуациях способность мимикрировать приходится весьма кстати, но в основном хамелеоны прибегают к смене окраски для общения друг с другом и с окружающим миром. Меняя цвет, эти ящерицы обозначают свое состояние: готовность к спариванию, угрозу противнику или стресс. «Хамелеоны давно привлекают внимание исследователей, но, несмотря на это, не все их тайны удалось разгадать, – рассказывает Кристофер Андерсон, эксперт по этим ящерицам из Университета имени Брауна в Провиденсе. – Мы все еще пытаемся выяснить в деталях, как они устроены – как стреляют языком во время охоты и как меняют цвет».
Около 40 процентов из более чем 200 известных науке видов хамелеонов населяют Мадагаскар, почти все остальные живут на территории континентальной Африки. С помощью ДНК-тестов удалось выделить несколько новых видов, хотя по внешнему облику их представители практически ничем не отличались от известных прежде. Более 20 процентов видов были выявлены за последние 15 лет. К сожалению, будущее этих удивительных созданий в природе далеко не радужно. В ноябре прошлого года в Красную книгу Международного союза охраны природы (МСОП) вошло более половины видов хамелеонов под статусом «находящийся под угрозой» или «положение, близкое к уязвимому». Андерсон – член группы экспертов МСОП по хамелеонам. Кристофер детально изучил охотничьи навыки своих подопечных. Используя камеру со скоростью съемки 3000 кадров в секунду, он запечатлел, как хамелеон поедает сверчка. В реальности все происходит за 0,56 секунды – в записи охота длится 28 секунд, и с помощью камеры работа «спускового механизма» языка ящерицы была разобрана в мельчайших подробностях.
/upload/iblock/8c2/8c2a3814b5c492e565da3793b0af966b.jpg
Кристиан Циглер Насекомое пало жертвой решившего полакомиться хамелеона из рода Calumma. Благодаря острому зрению ящерице удается с ювелирной точностью направить «выстрел» своего длиннющего языка с влажной присоской на кончике.
Подъязычная косточка хамелеона окружена эластичной коллагеновой тканью и расположена в кольцевой «спусковой» мышце. Как только ящерица нацеливается на добычу, она слегка высовывает язык, мышца-курок сжимает эту кость, и прежде собранный в плотную складку язык резко соскальзывает с нее, распрямляясь как пружина. Кончик языка имеет форму присоски, и жертва намертво прилипает к его влажной поверхности. Язык втягивается и – блюдо на столе! Что касается механизмов управления окраской, то опубликованная в этом году работа генетика и биофизика Мишеля Милинковича перевернула недавние представления ученых. Долгие годы считалось, что изменение цвета хамелеона происходит за счет распространения пигментов вдоль особых отростков клеток кожи. Мишель утверждает, что это предположение не убедительно, ведь в природе встречается множество особей зеленого цвета, в чьей коже отсутствуют зеленые пигменты. Милинкович с коллегами из Женевского университета обнаружил под пигментными клетками еще один слой клеток, которые содержат нанокристаллы, упорядоченные в виде треугольной решетки. Оказалось, что под давлением и воздействием химических соединений эти кристаллы становятся управляемыми: когда расстояние между ними меняется, меняется и отражаемый кожей цвет. С увеличением зазора между кристаллами-«хамелеонами» гамма смещается от синей части спектра к зеленой и далее – вплоть до красной. У Ника Хенна, селекционера-любителя из Пенсильвании, первый хамелеон появился, когда ему было семь лет. За двадцать лет коллекция Хенна выросла до двухсот особей, которые живут у него в подвале в Ридинге.
Поставленные в ряд клетки заполнены растениями, по которым с удовольствием карабкаются ящерицы. На дне – приличный слой песка, чтобы самки могли откладывать яйца. Влажность и освещенность регулируются так, чтобы воссоздать привычную для животных среду обитания. Правильно расположить клетки – задача посложнее, чем рассадить делегации враждующих стран на ассамблее ООН. Животные лишний раз не должны вызывать друг у друга агрессию, поэтому Хенн разместил самок так, чтобы они не видели самцов, а мужских особей так, чтобы в их поле зрения не попадали ни самки, ни воинственные соперники. Эмбер, молодой пантеровый хамелеон, принадлежит к виду, населяющему район Амбилобе на севере Мадагаскара. Его тело украшают красные и зеленые полоски, на боках ящерицы окаймленные светло-голубым. Когда Хенн, открыв клетку, принялся подталкивать Эмбера длинной палочкой, хамелеон стал «заводиться». Это было легко заметить – красные полоски вдруг налились и стали заметно ярче.
Ник подсадил Эмбера в соседнюю клетку, где хозяйничал Болт – синеполосый пантеровый хамелеон, крупнейший в коллекции Хенна. Реакция Болта на непрошеного гостя не заставила себя ждать: как только Ник открыл клетку, хозяин продвинулся вперед на несколько сантиметров, и его зеленые полоски стали ярко-желтыми, а глазницы, горло и шипы на спине из зеленых превратились в оранжево-красные. Эмбер тоже немного покраснел, но чем дальше, тем сильнее он уступал в «битве красок» противнику, который буквально исторгал всю палитру. А Болту и этого мало: подбираясь ближе, он распахнул пасть, демонстрируя ярко-желтую слизистую оболочку. Хенн отправляет Эмбера восвояси. «Если пустить все на самотек, Болт начнет пихать и даже кусать Эмбера, пока тот не побуреет – так хамелеоны выбрасывают белый флаг в поединке», – рассказывает Хенн. Проведенное в 2014 году исследование показало, что эти ящерицы развили способность принимать тускло-коричневый «цвет послушания» из-за своей медлительности – она не позволяет им спастись бегством от победителя в схватке.
/upload/iblock/94f/94fd73dd0dbaa890fdca4d26a622591c.jpg
Клювовидные выросты украшают мордочку хамелеона Парсона - одного из крупнейших видов. По этим выростам ящерицы узнают «своих», годятся они и в качестве грозного оружия в поединке за самку.
/upload/iblock/673/673aa3a723ec413a30f3a808bd86981c.jpg
Клювовидные выросты украшают мордочку хамелеона Уилла. По этим выростам ящерицы узнают «своих», годятся они и в качестве грозного оружия в поединке за самку.
/upload/iblock/03a/03a05f4bd28d573b2d838ee9922e507b.jpg
Клювовидные выросты украшают мордочку длинноносого хамелеона. По этим выростам ящерицы узнают «своих», годятся они и в качестве грозного оружия в поединке за самку.
/upload/iblock/5ab/5ab0f97224b3233119556f53e5b225ea.jpg
Хамелеон О’Шоннеси задремал, устроившись на ветке.
/upload/iblock/5a0/5a00d4720132bf99a0a1c48d2496b202.jpg
Двое самцов пантерового хамелеона только что завершили схватку за самку. Победителя определить нетрудно: он так и переливается на солнце. Его соперник пребывает в «трауре».
Фото: Кристиан Циглер
Некоторые виды хамелеонов, хоть и меняют цвет, делают это недостаточно явно, чтобы запугать противника. Тогда на помощь приходят другие способы – ящерицы сжимают тело, а затем расправляют ребра в суставах, чтобы подтолкнуть позвоночник кверху и за счет этого «вырасти». Еще одна уловка, помогающая выглядеть внушительнее, – плотно скрутить в клубок длинный хвост и использовать мышцы языка, чтобы раздуть горло. Повернувшись, после всех этих метаморфоз, к врагу боком, хамелеон кажется значительно крупнее. Одна из любимиц Хенна – ящерица по кличке Кэти Перри (так зовут американскую поп-звезду. – Прим. ред.) – приняла розово-красный оттенок, сигнализируя своим сородичам, что готова спариваться. Ее соседка по кличке Пинат – тоже розовая, но с темными полосками на теле: это означает, что она уже вынашивает потомство. Если на глаза Кэти попадется самец, способный впечатлить ее своими яркими красками и эффектным брачным танцем, она вполне может согласиться продлить его род. Если такой же самец встретится на пути Пинат, она тут же вся потемнеет, и на этом фоне проступят светлые пятна. Для особо непонятливого ухажера ящерка угрожающе раскроет пасть, примется шипеть и попытается его укусить. Как самцы, так и самки хамелеона полигамны (спариваются с несколькими партнерами). Большинство видов откладывают яйца, из которых вылупляется молодняк, а у некоторых дети рождаются живьем в прозрачных мешочках, напоминающих коконы. Хамелеоны не утруждают себя воспитанием малышей, так что те с первых дней жизни предоставлены сами себе. Поскольку основную часть времени эти животные проводят на деревьях, чтобы спрятаться от чужих глаз, им достаточно съежиться и опрокинуться на нижнюю сторону ветки. А оказавшись на земле, ящерицы при виде хищника стараются прикинуться одним из листиков, которых так много вокруг.
/upload/iblock/5b3/5b3d0746fd43aed6c7dd7c42968228c3.jpg
Кристиан Циглер Жизненный цикл хамелеона Лабора длится около года. Некоторые виды хамелеонов могут прожить до десяти лет в неволе. В естественной среде они не живут и половины этого срока.
Но с главным врагом хамелеонам не справиться – сельскохозяйственная деятельность человека безжалостно уничтожает привычную им среду обитания. 9 видов, занесенных в Красную книгу МСОП, находятся на грани исчезновения, 37 являются вымирающими, 20 – уязвимыми и еще 35 близки к статусу уязвимых. Биолог Кристал Толли, как и Кристофер Андерсон, входит в группу экспертов МСОП по хамелеонам. С 2006 года в Южной Африке, Мозамбике, Танзании и Демократической Республике Конго возглавляемая Толли группа ученых открыла 11 новых видов хамелеонов. Кристал родом из Массачусетса, и вот уже 15 лет она изучает ящериц под эгидой Национального африканского института биологического разнообразия в Кейптауне. «Когда генетический анализ подтверждает, что найденная тобой особь – представитель нового вида, чувства просто переполняют, – увлеченно рассказывает Толли. – Не то что когда пишешь статью, которую потом никто и читать-то не будет. Здесь совсем другое дело – твое открытие на века становится частью научных знаний!». Вздохнув, Кристал продолжает: «Но стоит эйфории немного схлынуть, как жуткая реальность снова выходит на первый план. Перед глазами встает картина промышленной вырубки лесов. В ветках падающих на землю деревьев пытаются найти укрытие мои крошечные любимцы. Иногда я думаю, что лучше бы им так и остаться неизвестными науке. Ведь если человек не остановится, очень скоро все они вымрут».
/upload/iblock/984/984ab56a13c8c189297c1e3b409bdf0a.jpg