Журнал №193, октябрь 2019
Журнал №71, сентябрь–октябрь 2019
Природа

Найден новый вид "лесных гоблинов"

05 мая 2017
/upload/iblock/d68/d68a5b13c8182ac6c76610281ab799e3.jpg
Tarsius spectrumgurskyae.
Фото: Myron Shekelle
/upload/iblock/e03/e03d02ae1bf9b5eb25c9861bb7e4ccc6.jpg
Tarsius spectrumgurskyae.
Фото: Russell Mittermeier
/upload/iblock/8ba/8bacc43e7558f39013d288fff47b73c3.jpg
Tarsius supriatnai
Фото: Russell Mittermeier
На одном из островов Индонезии ученые открыли два новых вида из рода долгопятов (лат. Tarsius). Крохотные приматы внешне напоминают пушистых лесных гоблинов.
Долгопяты (лат. Tarsius) населяют леса Юго-Восточной Азии. Эти животные отделились от общего для приматов предка около 64,2-58,4 млн лет назад. К настоящему времени известно 18 видов, входящих в род, притом 11 из них живут на индонезийском Сулавеси. Большинство из них выглядят очень похоже, что свойственно многим видам, ведущим ночной образ жизни. Разница проявляется в поведении и особенно в звуках, которыми они общаются друг с другом. Изучая фауну острова Сулавеси, биологи из Университета Западного Вашингтона совершили открытие новых представителей долгопятов. Они получили названия Tarsius spectrumgurskyae и Tarsius supriatnai – в честь двух ученых, внесших большой вклад в классификацию приматов и сохранение природы Индонезии. У T. spectrumgurskyae и T. supriatnai есть хвост, длина которого в два раза превышает длину тела и может достигать 280 см. Их крупная округлая голова, сидящая на позвоночнике вертикально, способна поворачиваться почти на 360°. Животные общаются на ультразвуке: они могут слышать звуки c частотами до 90 кГц и кричать на частотах около 70 кГц. Помимо небольших различий в строении тела, именно тональность их «переговоров» позволила предположить, что T. spectrumgurskyae и T. Supriatnai относятся к разным видам одного рода. Проведенный позднее анализ ДНК подтвердил эту догадку. Новые виды приматов будут включены Международным союзом охраны природы в список уязвимых: судя по всему, они обитают только на Сулавеси, а здесь происходит стремительное сокращение лесных массивов, что лишает представителей фауны привычных ареалов. Узнайте, у каких обезьян есть чувство юмора.