Журнал №193, октябрь 2019
Журнал №71, сентябрь–октябрь 2019
Природа

Найдена пчела-рекордсмен по скорости опыления

15 декабря 2015
/upload/iblock/21b/21b554980ce7a5eec457cc71415dac12.jpg
Фото: Chiswick Chap/Wikipedia
/upload/iblock/19c/19cc1405fb39b690ebfd3b580b829ae2.jpg
Фото: Tomislav Vucic/Flickr.com
/upload/iblock/371/371730d001072292ade48e399126e31b.jpg
Фото: Simon Egan/Wikipedia
Ученые обнаружили пчелу, применяющую уникальный метод опыления: для этого она бьет по пыльнику цветка своей головой с рекордно быстрой скоростью.
Исследование провели специалисты из австралийских и американских университетов, сравнив поведение полосатой амегиллы (Amegilla cingulata) и обычных шмелей. Обитающая в Австралии полосатая амегилла достигает 10-12 мм в длину. В отличие от медовых пчел, ее брюшко имеет черно-голубой окрас. Также амегиллы не столь агрессивны и питаются нектаром цветов преимущественно синих оттенков. Перекрестное опыление требует доставки пыльцевых зерен от тычинки к рыльцу пестика с помощью «посредника». И если шмели, как и другие насекомые-опылители, вытряхивают пыльцу, захватывая ее челюстями, то полосатая амегилла показала метод, не известный ученым ранее. Для того, чтобы выполнить свою задачу, пчела интенсивно бьет по пыльнику головой. Делает она это рекордно быстро: количество ударов достигает 350 в секунду. Узнать об этом удалось только с помощью замедленной съемки. Ученые подчеркивают, что метод амегилл гораздо более эффективен, поскольку позволяет опылить большее число растений за меньший срок. В настоящее время вклад полосатых амегилл в опыление на территории Австралии достигает 30%, а большую часть «работы» берут на себя шмели. Новое открытие можно применять в сельском хозяйстве для увеличения урожая. Однако поможет оно только Австралии, поскольку амегиллы являются эндемиком этого континента. Узнайте больше о пчелах-опылителях.