National Geographic №194, ноябрь 2019
National Geographic Traveler №72, ноябрь 2019 – январь 2020
Природа

Найдены новые виды самых крохотных саламандр в мире

16 ноября 2016
/upload/iblock/852/852a30ae01c7a0d520705672be24c90b.jpg
(A) - Thorius pinicola; (B) - Thorius longicaudus.
Фото: James Hanken/Harvard University
/upload/iblock/048/0480d92ddf1bfbe14a217dfe62be6c65.jpg
T. troglodytes - представители рода Thorius
Фото: James Hanken/Harvard University
Миниатюрные саламандры, найденные в высокогорных лесах мексиканского штата Оахака, много лет назад пополнили музейные коллекции. Изучая эти образцы, ученые открыли три новых вида.
Саламандры, ставшие объектами исследования, относятся к семейству безлегочных (Plethodontidae) и к роду карликовых (Thorius); это эндемики двух штатов Мексики: Оахака и Герреро. Этот род был открыт в XIX веке, но изучен мало. А затем популяция Thorius стала стремительно уменьшаться: земноводные, чей размер не превышает 3 см, крайне уязвимы даже к малейшим изменениям среды обитания. Глобальное потепление и уничтожение человеком лесных массивов поставило их на грань вымирания. Изучением образцов из музеев занималась международная группа ученых; результаты научной работы опубликованы в журнале PeerJ. Главная трудность, с которой столкнулись специалисты, заключалась именно в размерах саламандр: их крохотные кости за годы хранения в музеях почти разрушились. Во многих случаях пришлось использовать компьютерное моделирование, чтобы воссоздать строение их скелета. На основе этих данных, а также анализов ДНК и других исследований ученым удалось выделить три новых вида: Thorius pinicola («карликовая саламандра, живущая в сосне») – длина этих земноводных в среднем составляет 25 мм; Thorius longicaudus («длиннохвостая карликовая саламандра», 25 мм) и самый крупный представитель рода Thorius: 29-миллиметровый T. tlaxiacus («героическая карликовая саламандра»). Последнее из названий отдает дань этим земноводным, почти исчезнувшим с лица Земли, но продолжающим бороться за свое существование. Узнайте об опасностях, которые грозят саламандрам в Европе.