Журнал №193, октябрь 2019
Журнал №71, сентябрь–октябрь 2019
Природа

Не для слабонервных: как звучит брачный зов канадских рысей

29 марта 2018
/upload/iblock/da0/da0946a89680047252f925e0d062ef44.jpg
Фото: Eric Kilby/Flickr.com
/upload/iblock/81b/81bc297709fd64c63e7f1eba5cb64770.jpg
Фото: Eric Kilby/Flickr.com
Рыси размножаются только в течение нескольких дней в году, и в этот период между самцами разворачивается острая конкурентная борьба. Решающее оружие в ней – устрашающие звуки.
Канадская рысь (лат. Lynx canadensis), как и ее европейские сородичи (лат. Lynx lynx), спаривается раз в году: половая активность у самок происходит только в течение нескольких дней с марта по май. Сигнализируя о готовности, самка метит территорию своими выделениями и ожидает самца. За час происходит около шести актов с одним партнером, после чего, как правило, наступает беременность и брачные игры для самки прекращаются. Самцы в брачный период стараются оплодотворить как можно больше самок, и за их внимание им приходится вести борьбу. Это не только физические схватки, но и устрашающие голосовые поединки. Одно из таких вокальных сражений сняли на видео зоологи в заповеднике Британской Колумбии.

Как поясняют авторы видео, неподалеку находилась третья рысь, не попавшая в кадр – предположительно, самка, ждущая победителя.

В брачный период рыси используют вокализацию по максимуму: это не только визги и крики, но и призывные стоны. После того, как самка будет оплодотворена, ей предстоит вынашивать потомство около 74 дней. В помете обычно от одного до четырех котят весом от 175 до 235 г (количество зависит от обилия пищи на территории, где живет мать). В возрасте от семи до девяти месяцев рысята уже умеют охотиться, а к двум годам достигают максимального размера.

Послушайте, как рыси ведут между собою «переговоры».