Журнал №193, октябрь 2019
Журнал №71, сентябрь–октябрь 2019
Природа

«Не доставайся больше никому»: любовь в мире пауков

06 ноября 2015
/upload/iblock/898/898d005c2ccffe28f60823f8220b9f4a.jpg
Фото: USGS Bee Inventory and Monitoring Lab/Flickr.com
/upload/iblock/e77/e77e08b799dd4e40d5c82f3873936fab.jpg
Фото: Tony Alter/Flickr.com
/upload/iblock/8f2/8f2db4e8b0ee0a4d06742d935bd24aa2.jpg
Внешние половые органы женских особей Larinia jeskovi. (B) - до спаривания, (C) - после.
Фото: Current Biology
Брачный период в мире пауков нередко заканчивается трагедией для одного из партнеров. Самки рода черные вдовы убивают самцов, а в семействе пауков-кругопрядов последнее слово за самцами. После спаривания они лишают подругу этой возможности на будущее.
Пауки-кругопряды (Araneidae) – многочисленное семейство, насчитывающее 3 000 видов, объединяемых в 170 родов. Немецкие ученые из Грайфсвальдского университета изучали пауков вида Larinia jeskovi, широко распространенных на территории от Сибири до Восточной Европы. Результаты исследования опубликованы в журнале Current Biology.

Согласно полученным данным, самцы Larinia jeskovi после спаривания уродуют гениталии партнерши, исключая ее участие в брачных играх в будущем. Ранее другие исследователи описывали пауков, поедающих партнера после спаривания (такая модель поведения свойственна не только черным вдовам, но также роду Micaria).

Есть виды пауков, которые просто охраняют самку, не подпуская к ней других самцов; есть пауки, затыкающие детородный орган самки своеобразной пробкой, которая не позволит совершить акт с другим партнером. Larinia jeskovi – первый известный науке вид, которому свойственно наносить женским особям необратимые увечья.

Рассматривая процесс спаривания Larinia jeskovi в лабораторных условиях, ученые установили, что самец своими педипальпами (второй парой конечностей) будто ножницами отрезает у самки скапус – специальное хитиновое возвышение, растущее спереди назад и прикрывающее так называемый «генитальный щит» (эпигину). Происходит это в считанные секунды одновременно с половым актом. Лишенная скапуса самка теряет свою привлекательность: она просто перестает восприниматься другими самцами как представитель противоположного пола.

Таким образом мужские особи Larinia jeskovi, не желая впоследствии заботиться о чужих детенышах, продолжают только свой род. По мнению ученых, подобный механизм защиты своей семьи можно найти и у некоторых других кругопрядов.

Узнайте больше о поведении еще более жестоких пауков – черных вдов.