Журнал №193, октябрь 2019
Журнал №71, сентябрь–октябрь 2019
Природа

Неуловимый муравей T. rex попался: видео

17 мая 2017
/upload/iblock/3ab/3ab8058476202ff68ebb14b3c78e9219.jpg
Фото: Mark K. L. Wong, Gordon W. J. Yong/Asian Myrmecology
/upload/iblock/47f/47f56f57a7c15da67b0f0a96712e4468.jpg
Фото: National Geographic
В 2003 году ученые нашли новый вид муравьев, названных Tyrannomyrmex rex: имя было дано в честь тираннозавра из-за некоторого внешнего сходства. Однако и открытие, и последующие исследования делались на основании мертвых образцов. Первый живой T. Rex из мира насекомых встретился только сейчас.
Исследованием муравьев, обитающих в Азии, в 2003 году занимался энтомолог Фернандо Фернандес (Fernando Fernández) из Национального университета Колумбии. В Малайзии ученый обнаружил мертвого муравья, чьи мандибулы (верхние челюсти ротового аппарата) напоминали коренастые конечности Tyrannosaurus rex и других хищных динозавров. В честь этого новый вид муравьев получил название Tyrannomyrmex rex (T. Rex).

В последующие годы выяснилось, что вид включает несколько подвидов, которые обитают в Индии, Сингапуре и на Шри-Ланке. Однако встретить живого представителя T. Rex так и не удавалось: все они были найдены уже мертвыми среди опавших листьев. Лишь недавно задачу удалось решить сингапурскому энтомологу и исследователю National Geographic Марку Вонгу (Mark Wong): в одном из местных лесов он наткнулся на целую колонию T. Rex.
Ученые поясняют, почему на протяжении столь долгого времени эти муравьи оставались вне поля зрения науки. Во-первых, их колонии рекордно маленькие: в каждой обитает не более 30 особей. Кроме того, муравьи живут в гнилой древесине, уже покрытой слоем почвы, то есть найти их крайне трудно. И, наконец, они ведут полностью ночной образ жизни.

Они обладают мощным жалом, но используют его редко: только для защиты своих яиц и личинок. А в случае столкновения вдали от колонии с любым другим представителем фауны, даже значительно меньшим по размерам, T. Rex либо убегают, или застывают на месте.

К такому выводу ученые пришли на основании опытов, целью которых было выяснить пищевые предпочтения нового вида муравьев. Их не привлек даже мед: оставаясь на расстоянии, T. Rex осторожно изучали его капли своими усиками. В итоге энтомологи так и не смогли получить достоверную информацию о рационе загадочных существ. Они могли бы питаться яйцами других насекомых или мелкими беспозвоночными, однако ученые зафиксировали один случай каннибализма, что для муравьев нехарактерно.

Нерешенными остается еще несколько вопросов: как и другие представители рода Tyrannomyrmex, T. Rex не имеют специфической железы внешней секреции (метаплевральной), выполняющая у прочих муравьев защитную антибиотическую роль. Каким образом обитающие в гниющей среде муравьи решают вопрос гигиены и здоровья, ученые не понимают. И, наконец, королева обнаружена не была: либо ей удалось скрыться, либо T. Rex имеют собственное уникальное устройство колонии.

Узнайте о других необычных муравьях, обитающих на планете.