Журнал №189, июнь 2019
Журнал №69, апрель - май 2019
Природа
Ни стыда ни совести. Почему собаки не испытывают чувство вины
National Geographic Россия
27 августа 2015
/upload/iblock/a89/a891b60c79749da24099e67cb6fabbdf.jpg
Фото: Cortney Dean/Flickr.com
/upload/iblock/592/592279ea447d8bc35754a21b58ebaefb.jpg
Фото: Kurt Thomas/Flickr.com
/upload/iblock/8aa/8aa27ad3c416db22c5a3ceb1b795d878.jpg
Фото: OakleyOriginals/Flickr.com
/upload/iblock/fcd/fcda425176082b8baf206f83c338c72c.jpg
Фото: Dan Bennett/Flickr.com
Грустные глаза, приподнятые брови, отведенный взгляд - это не признаки стыда. За тысячи лет проживания с человеком собака адаптировалась к его поведению и научилась принимать виноватый вид.
“Согласно многочисленным исследованиям, собаки не могут испытывать чувство вины, - рассказывает исследователь в области ветеринарии Доктор Сьюзан Хейзел (Dr Susan Hazel) из Университета Аделаиды. - Их мозг работает иначе”. Профессор Яак Панксепп (Jaak Panksepp) считает, что все теплокровные способны испытывать 7 главных эмоций или чувств: страх, злость, физическое влечение, материнский инстинкт, одиночество, игривое настроение и счастье. Он называет их первичными. Люди также могут чувствовать вину, стыд, смущение, зависть, ненависть, презрение, гордость и преданность, но они, по мнению эксперта, вторичны. Некоторые психологи называют их “моральными эмоциями”. У собак представления о морали нет. По крайней мере, так предполагают ученые.
“Вы знаем наверняка, что собаки могут испытывать чувства, - говорит Элейн Хэнли (Elaine Henley), специалист по поведению животных. - Но мы определяем их только по внешним признакам. Такие чувства, как вина и зависть, придуманы людьми, поэтому нужно с осторожностью приписывать человеческие эмоции собакам”. Когда собака выглядит виноватой, она просто реагирует на поведение хозяина - его голос, жесты и, возможно, запах. Пристыдить животное за плохое поведение невозможно, а крики и грубость только испортят отношения, поэтому в следующий раз просто оставляйте еду, кожаные туфли и ценные вам вещи вне зоны досягаемости вашего питомца.