National Geographic №198, март 2020
National Geographic Traveler №73, февраль – март 2020
Но есть и хорошие новости!
Природа

Найден новый вид паразитов

25 февраля 2015
/upload/iblock/65d/65d8ffabf22ecb45860680cde701bb80.jpg
Самка клеща Macronyssus tigirecus. Автор фото: Олег Орлов / Тигирекский заповедник.
/upload/iblock/cc3/cc3555346314116ce10a224bc5e551a1.jpg
Мария Орлова за работой. Автор фото: Олег Орлов / Тигирекский заповедник.
Ученые обнаружили в Алтайском крае два новых для науки вида клещей – паразитов летучих мышей. Один из них получил имя в честь Тигирекского заповедника – территории, где он и был найден.
Новые для науки виды ученые описывают постоянно. Чаще всего их обнаруживают в тропиках; но иногда такие события случаются и в умеренных широтах. Не впервые новые виды находят и на территории Тигирекского заповедника: эта местность обогатила науку новыми видами пауков, жуков, бабочек и растений. И хотя список видов позвоночных животных Тигирекского заповедника пополняется довольно редко (каждый год встречают три-четыре вида птиц, которые раньше не попадались на глаза ученым) – зато новых для данной территории беспозвоночных находят ежегодно: десятки, а то и сотни. Это связано с их колоссальным разнообразием: одних только насекомых на нашей планете – не меньше трех миллионов видов. Каждый специалист может квалифицированно проводить исследование только одной какой-нибудь группы/семейства (жуки-жужелицы, муравьи, бабочки-совки, мухи-журчалки и так далее) или отряда (пауки, клопы, стрекозы, прямокрылые…). Несколько семейств насекомых сотрудники научного отдела заповедника изучают своими силами, а остальные группы им помогают исследовать коллеги. Специалисты из Екатеринбурга и Томска – Олег Орлов (Уральская медицинская академия) и Мария Орлова (Томский государственный университет) обнаружили в Тигирекском заповеднике новые виды клещей. Эти животные имеют длину всего полмиллиметра, не представляют опасности для человека и паразитируют только на летучих мышах (предположительно, на сибирском трубконосе). Летучие мыши, на которых нашли этих клещей, были отловлены в пещерах Ящур и Страшная еще в декабре 2012 года, и вот 12 февраля 2015 года в американском журнале «Journal of Parasitology» вышла в свет статья с описанием новых видов. Один из них в честь заповедника назван Macronyssus tigirecus. Государственный природный заповедник «Тигирекский» расположен в юго-западной части Алтайского края. Он был образован 4 декабря 1999 года с целью сохранения биологического и ландшафтного разнообразия. Алтай представляет собой место контакта нескольких фаунистических комплексов летучих мышей, поэтому пещеры Тигирекского заповедника особенно интересны специалистам, которые не исключают, что это не последние находки здесь новых видов.

Клещи: незримые, но могучие