Журнал №192, сентябрь 2019
Природа

Найден новый вид паразитов

25 февраля 2015
/upload/iblock/65d/65d8ffabf22ecb45860680cde701bb80.jpg
Самка клеща Macronyssus tigirecus. Автор фото: Олег Орлов / Тигирекский заповедник.
/upload/iblock/cc3/cc3555346314116ce10a224bc5e551a1.jpg
Мария Орлова за работой. Автор фото: Олег Орлов / Тигирекский заповедник.
Ученые обнаружили в Алтайском крае два новых для науки вида клещей – паразитов летучих мышей. Один из них получил имя в честь Тигирекского заповедника – территории, где он и был найден.
Новые для науки виды ученые описывают постоянно. Чаще всего их обнаруживают в тропиках; но иногда такие события случаются и в умеренных широтах. Не впервые новые виды находят и на территории Тигирекского заповедника: эта местность обогатила науку новыми видами пауков, жуков, бабочек и растений. И хотя список видов позвоночных животных Тигирекского заповедника пополняется довольно редко (каждый год встречают три-четыре вида птиц, которые раньше не попадались на глаза ученым) – зато новых для данной территории беспозвоночных находят ежегодно: десятки, а то и сотни. Это связано с их колоссальным разнообразием: одних только насекомых на нашей планете – не меньше трех миллионов видов. Каждый специалист может квалифицированно проводить исследование только одной какой-нибудь группы/семейства (жуки-жужелицы, муравьи, бабочки-совки, мухи-журчалки и так далее) или отряда (пауки, клопы, стрекозы, прямокрылые…). Несколько семейств насекомых сотрудники научного отдела заповедника изучают своими силами, а остальные группы им помогают исследовать коллеги. Специалисты из Екатеринбурга и Томска – Олег Орлов (Уральская медицинская академия) и Мария Орлова (Томский государственный университет) обнаружили в Тигирекском заповеднике новые виды клещей. Эти животные имеют длину всего полмиллиметра, не представляют опасности для человека и паразитируют только на летучих мышах (предположительно, на сибирском трубконосе). Летучие мыши, на которых нашли этих клещей, были отловлены в пещерах Ящур и Страшная еще в декабре 2012 года, и вот 12 февраля 2015 года в американском журнале «Journal of Parasitology» вышла в свет статья с описанием новых видов. Один из них в честь заповедника назван Macronyssus tigirecus. Государственный природный заповедник «Тигирекский» расположен в юго-западной части Алтайского края. Он был образован 4 декабря 1999 года с целью сохранения биологического и ландшафтного разнообразия. Алтай представляет собой место контакта нескольких фаунистических комплексов летучих мышей, поэтому пещеры Тигирекского заповедника особенно интересны специалистам, которые не исключают, что это не последние находки здесь новых видов.