National Geographic №195, декабрь 2019

Оазис эндемиков

Текст: Валерия Дубчак Фотографии: Андрей Каменев
24 декабря 2011
/upload/iblock/d58/d58d6748140b35355b5a2922b0fc819a.jpg
Дневная бабочка Euthalia godarti Nymphalidae – представитель одного из редких видов острова Калимантан. Его поделили сразу три страны: Индонезия, Малайзия и Бруней.
/upload/iblock/f97/f97f274c9c4697d0ef09af27a30a398c.jpg
В парке Кинабалу куполом из крон можно любоваться только с подвесной дороги: деревья такие высокие, что снизу видны лишь стволы.
/upload/iblock/251/251abbe70495e606883c168f5424c91c.jpg
Орангутаны Pongo pygmaeus, древесные человекообразные обезьяны, – эндемичный вид острова Калимантан.
/upload/iblock/507/5070bd9b8902829414351afe97176f73.jpg
Самец птицы-носорога (на фото – вид Buceros rhinoceros) замуровывает самку в дупле на время высиживания яиц и кормит через небольшое отверстие.
/upload/iblock/66e/66e9b48c43bb90c9b202c8bad52d1704.jpg
Лесной дракон (Ganocephalus sp.).
/upload/iblock/c3b/c3b4dcf8ad34d384a918d3c72c10fb4d.jpg
Остров Калимантан – родина более чем пятнадцати тысяч описанных видов растений. Ради плантаций вырубались пойменные леса, отчего биологическое разнообразие Калимантана стало резко сокращаться.
/upload/iblock/7a4/7a4b6fb0ba7d20920bf69f6e10153acb.jpg
/upload/iblock/0a8/0a8a7f442eb76fc984d6feea3d09bbaf.jpg
Около двух десятков лет назад на Калимантане значительно увеличили площади монокультурных плантаций, в основном – масличной пальмы (Elaeis guineensis). Ради этих плантаций вырубались пойменные леса, отчего биологическое разнообразие Калимантана стало резко сокращаться.
/upload/iblock/05a/05a9c5e4545aea0bf7e7cf868a61ab6c.jpg
/upload/iblock/759/75961f20cbaf014bf343a102cecfa793.jpg
/upload/iblock/bd0/bd00b98093f2d36bdf8697d1715cd470.jpg
/upload/iblock/515/515f1b8a0e9827f2f166c52730e923a8.jpg
/upload/iblock/768/768f9ba1cc9db76cd465b55c6dd0550c.jpg
/upload/iblock/0ea/0ea3ed7f88bc2b69b216234b781653b1.jpg
Местные жители за деньги указывают дорогу к раффлезиям (Rafflesia), вырастающим в непредсказуемых местах и цветущим всего три дня.
/upload/iblock/bba/bba2362971952c56acd32c51fa816de5.jpg
Носач обыкновенный (Nasalis larvatus), эндемик Калимантана.
Великолепные охотники на насекомых, непентес с острова Калимантан пережили многое: сплошные вырубки лесов, покушения коллекционеров, нашествие туристов... Но лет десять назад некоторые виды этого уникального растения едва не исчезли с лица Земли из-за климатического явления Эль-Ниньо. Экосистема острова очень хрупкая. Можно ли сохранить эту галерею эндемиков?
Гора Кинабалу в малайзийском штате Сабах, давшая название всему парку, и территории, к ней прилегающие, – настоящая сокровищница эндемичных видов. Но удержать равновесие экосистемы непросто. Феномен Эль-Ниньо, который приносит на Калимантан засуху, – яркий тому пример. В 1997–1998 годах явление было столь мощным, что спровоцировало пожары. Огонь охватил несколько зон Сабаха, затронув национальный парк Кинабалу. Чтобы спасти от гибели эндемичные виды растений и животных, специалисты стали вывозить их из опасных зон. В числе вынужденных эмигрантов оказалось несколько редких видов кувшиночников (Nepenthes), которые положили начало коллекции ботанического сада «Непентес» в Месилау – части национального парка Кинабалу. Национальная ценность. Катастрофа, связанная с Эль-Ниньо, – лишь одна из предпосылок для создания сада «Непентес». «Сотрудники парка Кинабалу и прежде уделяли особое внимание редким видам растений и животных, оберегая их как в естественной среде, так и в различных питомниках, – рассказывает Рими Репин, ботаник, координатор исследовательских программ Кинабалу. – Что касается непентес – а в нашем парке произрастает около трех десятков видов, – то создание для них специального сада ускорила разбушевавшаяся стихия». Непентес представляет собой лиану с множеством кувшинов, задача которых – привлекать, ловить и затем переварить насекомых. Кувшины могут быть крошечными, около двух миллиметров, и охотиться на мошкару, а могут достигать 35 сантиметров и претендовать на крупную добычу. Гордость парка Кинабалу – непентес раджа (Nepenthes rajah), самый крупный хищник растительного мира. Кувшины этого вида насекомоядной лианы способны поймать не только муху и муравья, но даже ящерицу или мышь. «Этот вид представляет огромную ценность для коллекционеров, и растение нередко пытаются украсть», – сетует Генри Ансоу Гунсалам, научный сотрудник Месилау. Будь то питомник или естественная среда, посетителей нужно строго контролировать. Такое правило действует в большинстве национальных парков малайзийской части Калимантана. Любуются ли туристы орхидеями, разглядывают ли бабочек – все происходит под строгим присмотром гидов.
Гордость парка Кинабалу – непентес раджа, самый крупный хищник растительного мира. Кувшины этой насекомоядной лианы способны поймать не только муху и муравья, но даже ящерицу или мышь.
Кроме того, далеко не все красоты демонстрируют гостям острова. Так, наиболее доступные и популярные у туристов места парка Кинабалу – старейшего из всех, что действуют в штате Сабах, – в сумме занимают лишь пять процентов от 754 квадратных километров общей площади заповедника. Нетронутые территории. Что же происходит на остальных 95 процентах территории парка? В Кинабалу ведется множество исследовательских проектов, а экологический отдел развивает научные и образовательные программы. «У нас работают различные ботанические сады, необходимые для охраны, реабилитации и изучения редких видов растений и животных, – рассказывает Рими Репин. – Помимо “Непентес” в парке Кинабалу есть центр охраны орхидей, ботанический сад парка Тавау-Хиллз, ферма бабочек, заповедник птиц и многое другое. Почти в каждом из них проводят реабилитацию эндемичных и исчезающих видов, в том числе выращивают их в искусственных условиях и реинтродуцируют в естественную среду». Богатство видов в национальном парке Кинабалу поражает. Среди растений наиболее примечательны орхидеи (1200 видов), непентес (9 видов, из которых пять – эндемичны), рододендроны (29 видов, 9 эндемиков), раффлезии (два вида). Животный мир не уступает растительному: более сотни видов млекопитающих, около трехсот видов птиц, а также множество рептилий и рыб. Экосистемы парка разнообразны: от густых дождевых лесов на равнинах и в предгорьях до горных тропических лесов, субальпийских редколесий и высокогорных кустарников. Неудивительно, что значимость природных богатств парка подтвердило ЮНЕСКО, включив его в 2000 году в свой список объектов Всемирного наследия. Сохранить уникальную природу и при этом дать туристам возможность любоваться ее красотой – проблема, возникающая, пожалуй, в каждом национальном парке. «В Кинабалу существуют такие проблемы, как шум, загрязнение и эрозия, – говорит Рими Репин, – но их удается контролировать». Как это часто бывает, многое зависит от конкретных людей, энтузиастов, хранителей природы. Генри Ансоу Гунсалам – один из них. Ведя туристов по Месилау, он рассказывает историю каждого растения. А экскурсанты, глядя на его заботу, учатся бережно обращаться с сокровищами острова.