Журнал №190, июль 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Природа

Обезьяны могут быть неплохими пловцами

16 августа 2013
/upload/iblock/734/734d5ce74ad0037d261fb948bdf2ceb1.jpg
Автор фото: William Warby.
Ученые смогли доказать, что обезьяны не только не боятся воды – они способны, как и человек, научиться нырять и плавать.
Оказывается, способность плавания имеется у обезьян на генетическом уровне, но за ненадобностью она давно была утрачена. Для передвижения по земле обезьяны – в частности, крупные приматы – используют конечности, а мосты, камни или ветви деревьев со временем приучили обезьян к тому, что плавать для пересечения водной поверхности вовсе не обязательно. Многолетние наблюдения за поведением обезьян натолкнули ученых на вывод, что эти животные боятся воды. Таким образом, узкие и глубокие рвы с водой стали применяться в зоопарках как искусственный барьер. Обезьяны, пытавшиеся его преодолеть, попросту тонули. Однако ученые, исследующие поведение приматов: Ренато Бендер из Университета Витватерсранда в Йоханнесбурге и Николь Бендер из Бернского университета – решили проверить теорию о водобоязни обезьян и, по итогам опытов, полностью ее опровергли. Для экспериментов использовались специальные бассейны с приманками и натянутыми веревками. Двое подопытных: шимпанзе Купер и орангутан Сурия – в процессе игры с веревками двигались дальше и дальше, пока не начали нырять, чтобы достать со дна различные предметы. Более того, оценив преимущества в передвижении, которые открывает вода, обезьяны научились и плавать. При этом ноги у них работают как у человека – «по-лягушачьи». У Купера они двигаются практически синхронно, а у Сурии - по очереди. Теперь обезьяны легко пересекают бассейн, плавая по-собачьи или брассом. Ученые подчеркивают: в отличие от многих других животных – например, собак, у которых плавание заложено на уровне инстинктов, – у человека и обезьяны такого инстинкта нет. Им нужно «заставлять» себя, чтобы продержаться на воде, не утонуть и суметь двигаться. Но если ранее считалось, что только человек способен научиться плавать, то результаты недавних экспериментов доказывают обратное. Обезьяны не боятся воды и, при необходимости, легко могут научиться пересекать водную поверхность с использованием своих конечностей. Теперь в фокусе интереса ученых – следующий вопрос: когда именно предки человека начали регулярно плавать и нырять.