Экспедиция «9 Легенд Русского Севера»
Природа

Обнаружен новый вид самой причудливой черепахи на свете

Анастасия Крутикова
28 апреля 2020
29223279607_e7110ac5ef_o.jpg
Chelus fimbriata
Фото: Per Se / Flickr
7078157269_b62040f299_k.jpg
Chelus fimbriata
Фото: Charles Peterson /Flickr
Открытие совершила команда герпетологов из разных стран.

Мата-мата, мата мата, или просто бахромчатая черепаха (Chelus fimbriata) — это пресноводная черепаха, которая широко распространена в Южной Америке. Увидев мату мату, вы ни с кем ее не перепутаете, будьте уверены: эта рептилия отличается весьма запоминающейся внешностью. У нее крайне длинная шея, украшенная многочисленными кожистыми выростами, уплощенную голову венчает мягкий и длинный нос-хоботок, а карапакс (спинной щит панциря) имеет зубчатые края и бугрится конусовидными выступами. Неудивительно, что в воде (да и на суше) черепаха маскируется настолько хорошо, что ее можно спутать с замшелым бревном или поросшим водорослями камнем.

Бахромчатая черепаха относится к семейству змеиношеих черепах и является представительницей рода Chelus. Этот род считался монотипичным — потому что единственным известным его представителем и являлась мата мата. Однако сейчас ученые открыли новый вид этих необычных рептилий.

6950707456_a32faefc2b_k.jpg
Animalia nova sive species novae testudinum et ranarum :Monachii :F.S. Hbschmanni,1824
Фото: Biodiversity Heritage Library / Flickr
6788979486_867573cd64_h.jpg
D. Johann David Schöpfs königl. Preuss. hofraths ... Naturgeschichte der Schildkröten :Erlangen :Bey Johann Jakob Palm,1792[-1801].
Фото: Biodiversity Heritage Library / Flickr

Несмотря на широкую известность и популярность бахромчатых черепах в качестве питомцев, об их генетике и эволюционной изменчивости нам известно было мало. Ученые заметили, что внешность этих рептилий, обитающих в бассейне Амазонки, отличается от внешности тех особей, которые встречаются в бассейне реки Ориноко. Используя 75 образцов ДНК, они провели Молекулярно-генетический и морфологический анализы, которые выявили существование двух различных генетически глубоко расходящихся эволюционных линий черепах рода Chelus, которые разделились в позднем миоцене (приблизительно 12,7 миллиона лет назад).

Новому виду этих рептилий дали имя Chelus orinocensis. Прдеставители вида обитают в бассейнах Ориноко и Рио-Негро, тогда как вид, известный как Chelus fimbriata, ограничен исключительно бассейном Амазонки. Исследование было недавно опубликовано в научном журнале Molecular Phylogenetics and Evolution.

черепаха.jpg

Разделение черепах, ранее считавшихся одним видом, на две разных линии требует переоценки охранного статуса этих рептилий.

«На сегодняшний день этот вид не был признан исчезающим из-за его широкого распространения. Однако наши результаты показывают, что из-за разделения на два вида размер популяции каждого вида меньше, чем предполагалось ранее. Кроме того, каждый год тысячи этих причудливых рептилий задействованы в незаконной торговле и конфисковываются властями. Мы должны защитить этих удивительных животных, пока не стало слишком поздно », — добавляет ведущий автор исследования, профессор Марио Варгас-Рамирес.

Посмотрите, как гнездятся тысячи морских черепах.

Новый вид ядовитых змей назвали в честь Салазара Слизерина