National Geographic №197, февраль 2020
National Geographic Traveler №73, февраль – март 2020
Природа

Огромные полчища насекомых видно из космоса – откуда они взялись?

29 июля 2019
12004079573_cb4dfd0455_h.jpg
Фото: Sven-Kåre Evenseth / Flickr.com
35915115521_0052b3ac43_k.jpg
Фото: Mike Lewinski / Flickr.com
flying-ants-mating-in-web-full-width.jpg
Фото: Daniele Benucci/Flickr.com
Их можно увидеть из космоса.

Метеорологические спутники зафиксировали на юге Великобритании атмосферное явление, которое имеет неофициальное название «День летающих муравьев». Этот феномен происходит каждый год – чаще всего, в июле или августе после периода жаркой и влажной погоды. Несмотря на название, он длится несколько дней, на которые приходится брачный период черных садовых муравьев (лат. Lasius niger).

Молодые самки выбираются из гнезд и огромным роем поднимаются в воздух, а затем выпускают феромоны, привлекая самцов. После спаривания самцы умирают, а самки, которых также называют королевами, возвращаются на землю, сбрасывают крылья и приступают к гнездованию. Массовый брачный полет объясняется двумя факторами: так у каждой отдельной особи, «затерянной в толпе», увеличивается шанс на выживание. Кроме того, большой выбор самцов для спаривания позволяет королеве запасти достаточно материала для откладывания яиц на протяжении всей ее последующей жизни: около 200 тысяч за 15 лет. Почти изо всех яиц вырастают рабочие особи, а из неоплодотворенных рождаются самцы и будущие королевы.

В широком смысле сезон «летающих муравьев» продолжается с июня по сентябрь, и он нередко вносит коррективы в игры Уимблдонского турнира: насекомые мешают игрокам.

В 2017 году метеорологическая служба Великобритании зафиксировала огромные рои летающих насекомых, ошибочно приняв их за дождь. Эксперты говорят, что раньше спутники их не замечали просто из-за уровня развития технологий: сейчас метеоприборы более чувствительны.

Увеличение количества насекомых должно радовать: это благоприятно для экосистем, дает пищу птицам и улучшает качество почвы. Кроме того, черный садовый муравей, а также садовый бледноногий (лат. Lasius alienus) вносят огромный вклад в выживание бабочки голубянка аргус (лат. Plebejus argus), чья популяция стремительно сокращается. Эти разные виды установили взаимовыгодные отношения. Муравьи ухаживают за гусеницами, защищая их от хищников, а взамен питаются выделениями, производимыми гусеницами.

Похожая ситуация с насекомыми сложилась в эти дни в Лас-Вегасе, но здесь массово мигрируют кузнечики.

Их сезонные перемещения тоже связаны с наступлением брачного периода, а массовость, как поясняют энтомологи, вызвана двумя факторами. Помимо более влажной и теплой зимы, такая туча кузнечиков также является результатом действия серотонина. Недавно было доказано, что этот нейромедиатор играет важную роль в поведении не только людей, но и животных. Заряжаясь «гормоном счастья» друг от друга, кузнечики активнее размножаются. Вегас же их привлекает своими яркими огнями.