Журнал №193, октябрь 2019
Журнал №71, сентябрь–октябрь 2019
Природа

Олени в Мурманской области становятся вымирающим видом

22 октября 2013
/upload/iblock/b2f/b2f5cb5fc6b15542d5dffffbd7d658f3.jpg
Учет оленей в Мурманской области не велся в течение многих лет, и до недавнего времени численность животных не была известна даже приблизительно. Автор фото: Alexandre Buisse.
В Мурманской области стремительно сокращается популяция диких северных оленей: согласно недавно проведенному подсчету, в регионе осталось не более 800 особей.
Северный олень - парнокопытное млекопитающее семейства оленевых, живущее в северной части Евразии и Северной Америки. В число современных евразийских подвидов входят лесной (финский) северный олень (R. tarandus fennicus), шпицбергенский северный олень (R. tarandus platyrhynchus), новоземельский северный олень (R. tarandus pearsoni) и дикий северный олень (R. tarandus tarandus). Ранее популяция северных оленей была также представлена арктическим подвидом (R. tarandus eogroenlandicus), обитавшим на востоке Гренландии до начала XX века. К настоящему времени этих животных на планете не осталось. Подобная судьба может ожидать и дикого северного оленя, живущего в арктической тундре Евразии. С начала нынешнего года Российское отделение Всемирного фонда дикой природы (WWF) и национальный парк «Русская Арктика» реализуют совместный проект по сохранению популяции дикого северного оленя в Баренцевом регионе. В некоторых местах России такая работа уже ведется. Например, в республике Коми олени изучаются посредством спутниковой съемки, с использованием GPRS-ошейников, генетических исследований, компьютерного моделирования. Экологи предложили распространить этот опыт и на Мурманскую область: здесь учет оленей не велся в течение долгого времени, и численность животных была не известна даже приблизительно. Министерство природных ресурсов и экологии Мурманской области помогло организовать авиаучет западной популяции дикого северного оленя; по результатам выяснилось, что в регионе обитает не более 800 особей. По мнению ведущего научного сотрудника национального парка «Русская Арктика» Ивана Мизина, причиной сокращения популяции диких северных оленей стала человеческая деятельность: уменьшается традиционная территория обитания животных; олени уходят туда, где не привыкли жить. Кроме того, в поисках пропитания большие семейства дробятся на части и потом живут изолированно друг от друга, что приводит к вырождению вида. В соответствии с региональной системой категорий для определения редких и исчезающих объектов растительного и животного мира, разработанной на основе критериев Международного союза охраны природы (IUCN), современная популяция дикого северного оленя в Мурманской области отнесена к третьей категории и оценивается как редкая, находящаяся в состоянии, близком к угрожаемому. Министерству природных ресурсов и экологии Мурманской области рекомендовано включить западную популяцию этого млекопитающего в подготавливаемое второе издание областной Красной книги.