Журнал №192, сентябрь 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Природа

Опоссум пал жертвой паука: впервые на видео

01 марта 2019
/upload/iblock/daa/daa4fe3e6e337dc6ed1f733f4ddd06a2.jpg
Фото: National Geographic
/upload/iblock/de3/de3ac6ea066b1c32fbb8ed47d8e97658.jpg
Фото: National Geographic
Хищные навыки паукообразных были недооценены.
По всей планете, кроме Антарктиды, широко распространены пауки-птицееды (лат. Theraphosidae) – крупные хищные членистоногие, поедающие мух, тараканов, рептилий, мелких грызунов и рыб. Они подкарауливают добычу из засады, а не используют паутину для изготовления ловушек. До недавнего времени считалось, что самой серьезной их жертвой могут быть птицы, что и дало животным их название в русском языке. Но недавно ученые стали свидетелями схватки паука «размером с тарелку» с небольшим опоссумом. Видео снято в джунглях Перу. Опоссум был пойман живым и некоторое время пытался сопротивляться, но через полминуты неравная борьба закончилась.

Исследованием жизни паукообразных занимались биологи Мичиганского университета в тропических лесах Перу – одной из самых разнообразных экосистем на земле. За время экспедиции ученые собрали множество доказательств того, как беспозвоночные охотятся на позвоночных и осознали: они представляют для позвоночных обитателей джунглей гораздо большую угрозу, чем можно было представить.
/upload/iblock/5a6/5a69ad7ec0cdab163257b05959314356.jpg
Emanuele Biggi/ILCP
/upload/iblock/c91/c91a57eb2b2f955da8b14936d8be832b.jpg
Emanuele Biggi/ILCP

«Как правило, ночью в джунглях можно заметить, что жертвой пауков становятся в основном другие беспозвоночные: сверчки и мотыльки, но иногда их можно заметить и с более серьезной добычей – ящерицами, лягушками или змеями», – отмечает биолог, возглавляющий команду исследователей.

Подводя итоги исследования, биологи подчеркивают, что важность паукообразных сильно недооценена, и их вполне можно называть «царями джунглей». В Перу насчитывается не менее 85 видов амфибий и 90 видов рептилий, и птицееды вносят значительную лепту в «прореживание» их популяций.

Стоит также отметить, что хотя в английском языке птицееды называются «tarantula», с тарантулами (лат. Lycosa) их объединяет только принадлежность к отряду пауков, а дальше их эволюционные пути расходятся. Посмотрите на самого большого птицееда в мире.