Журнал №193, октябрь 2019

/upload/iblock/a93/a932c9afe3ca75e5502ceca7dc96c092.jpg
Фото: ShekuSheriff/pixabay.com
/upload/iblock/bc5/bc553888b7e9c74b4432bcd92911d86d.jpg
Фото: MaX Fulcher/Flickr.com
Ученые из Даремского университета (Великобритания) изучают происхождение человеческой речи. В рамках эксперимента орангутан успешно повторил более 500 звуков.
Биологи, антропологи и другие специалисты уже давно ищут истоки появления человеческой речи. Для этого проводились эксперименты с обезьянами, но они заканчивались неудачей. С одной стороны, какие-то звуки обезьяны издают, но связи с речью установить не удалось. Ученые решили, что обезьянам не доступно управление голосовыми связками, а значит, речь возникла на позднем этапе эволюции. Антропологи из британского университета, ознакомившись с работами своих предшественников, нашли важную ошибку: оказывается, в рамках прошлых опытов звуки, которые издавали обезьяны, сравнивались только с человеческой речью. Таким образом был упущен пункт, необходимый для чистоты эксперимента: сначала требовалось отделить звуки человеческой речи от звуков, которые издают сами обезьяны. Но в те времена полноценного каталога сигналов, используемых орангутанами, не существовало, поэтому этот аспект не был принят во внимание. Теперь подобная база данных есть, и это позволило британским антропологам совершить прорыв в изучении истории человеческой речи. Подопытным животным выступил орангутан Рокки из зоопарка Индианаполиса. Ученые стали общаться с ним, отфильтровывая из результатов типичные для обезьян звуки. Орангутан оказался способен повторять за человеком новые гласные и даже более сложные вокализации. Он умело варьировал частоту и регистр, выходя далеко за пределы привычных. При этом Рокки нельзя назвать исключением из правил: ранее эта же команда ученых проводила опыты с другими орангутанами в немецком зоопарке, добившись похожих результатов. Соответствующая статья опубликована в журнале Scientific Reports. Итоги эксперимента показывают, что предпосылки к полноценному речевому аппарату появились в процессе эволюции гораздо раньше, чем было принято считать. Открытие требует дальнейших исследований, и оно способно изменить взгляды на эволюцию речи. Узнайте больше об общении орангутанов.