Журнал №189, июнь 2019
Журнал №69, апрель - май 2019
Природа
Орангутаны питаются материнским молоком четверть своей жизни
18 мая 2017
/upload/iblock/b14/b144c8577d3597bdf0cd68b60f46b8b4.jpg
Фото: chem7/Flickr.com
/upload/iblock/a6c/a6c930d32d962cb9af89cd4ced9b0af7.jpg
Фото: Tony Hisgett/Flickr.com
/upload/iblock/bd9/bd9b6991c6f12f3701de0f3755689faf.jpg
Фото: Tony Hisgett/Flickr.com
/upload/iblock/f30/f30d9e49c2ac457670872ab46a751e8c.jpg
Фото: Michael Gwyther-Jones/Flickr.com
/upload/iblock/912/9124ce63cbea281f94020cc7691e9eca.jpg
Фото: Eric Kilby/Flickr.com
Наблюдая за поведением орангутанов, ученые давно заметили, что лактация у них продолжается несколько лет. Уточнить сроки грудного вскармливания у этих приматов удалось лишь недавно.
Орангутаны во многом отличаются от других обезьян: в частности, для них характерна самая длинная пауза между беременностями - около восьми лет. Возможно, именно по этой причине самцы не проявляют агрессии по отношению к малышам: другие животные, включая приматов, нередко убивают детенышей, рассчитывая на внимание «освободившейся» матери. Но поскольку самка орангутана даже после смерти новорожденного еще несколько лет не участвует в брачных играх – смысл в уничтожении потомства у самцов исчезает. Изучая орангутанов, ученые установили крепкую связь между матерью и детенышем. Первые четыре месяца после рождения малыш проводит время исключительно на ее животе, а затем еще два года следует за матерью как тень. К 25-му месяцу жизни орангутаны становятся способны лазить по деревьям, но и несмотря на это, они весь свой подростковый возраст (до пяти лет) проводят рядом с той, кто дал им жизнь. Ранее считалось, что материнским молоком орангутаны питаются около 4 лет, отказываясь от груди по мере развития самостоятельных навыков. Но наблюдения за этими приматами показали, что даже подросток-орангутан находится рядом с матерью слишком долго и часто. Установить, кормит ли она его, или животные просто обнимаются, оказалось невозможно, и биологи подошли к исследованию с другой стороны. Научную работу провели специалисты из университетов штатов Оклахома и Флорида. В качестве материала они взяли зубы приматов, хранившиеся в музейных запасниках, и подвергли их всестороннему анализу. Известно, что молоко матери насыщает организм млекопитающих не только кальцием, но и барием. В период, пока орангутан привязан к груди, следы бария откладываются на зубах, а с полным переходом на взрослую пищу неусвоенный скелетом барий выводится из организма примерно за две недели. Проведя химические и гистологические тесты, ученые точно проследили динамику насыщения тканей орангунатов барием: в первый год, когда молоко является основной пищей, количество этого вещества особенно велико, а затем оно уменьшается. Однако следы бария были найдены на зубах орангутанов возрастом 8,1 и даже 8,8 лет. К этому времени орангутаны уже не являются подростками, но половой зрелости еще не достигают (у самок она приходится примерно на 11-й год, у самцов – на 15-й). Специалисты поясняют, что со временем молоко становится редким и дополнительным источником питания – например, в периоды, когда фруктов мало. Тем не менее, с учетом общей продолжительности жизни орангутанов (около 30 лет как в дикой природе, так и в неволе) получается, что эти приматы питаются материнским молоком четвертую часть всех отпущенных им лет. Также возможно, что восьмилетний перерыв между беременностями у орангутанов связан именно с лактацией. Восьмилетнее кормление – рекорд для млекопитающих. Например, у кошек лактация длится до 10 недель, у коров - около 11 месяцев, у африканских слонов – до 2 лет. Тигры, имеющие продолжительность жизни около 26 лет, питаются материнским молоком не дольше 6 недель, а для бурых медведей, живущих в среднем 30 лет, кормление заканчивается на 4-м месяце. Посмотрите, как самка орангутана изобрела гамак.