Журнал №192, сентябрь 2019
Природа

Орнитологи просят не поддерживать «птичью традицию» на Благовещение

19 марта 2014
/upload/iblock/33c/33cc85f26b8c79b94e98ff8b7047f900.jpg
Весной в России празднуется Благовещение Пресвятой Богородицы. По старинной русской традиции, в этот день на волю принято отпускать птиц из клеток. Орнитологи России просят не делать этого.
Благовещение, один из двенадцати главных праздников в православном календаре, приходится в этом году на 7 апреля. Праздник посвящен известию о будущем рождении Иисуса Христа, которое принес архангел Гавриил Деве Марии. На Руси с незапамятных времен сложилась традиция выпускать в этот день птиц на волю: как напоминание о свободе, которая дана не только людям, но всему творению Божию. В народе также считалось, что птицы станут ходатаями за человека перед Богом, «попросят за того», кто освободил их. Союз охраны птиц России просит посмотреть на этот обычай с другой стороны. Дело в том, что птиц, проживших в клетке несколько месяцев, нельзя освобождать без необходимой подготовки. В неволе пернатые очень быстро теряют свою способность к полету. Поэтому освобожденная птица неминуемо гибнет, поскольку она практически не может летать. Раньше птиц перед выпуском, действительно, готовили «к воле», давая им возможность некоторое время полетать по комнате и потренировать крылья. Однако очень часто в последнее время предприимчивые люди отлавливают большое количество лесных птиц - главным образом, синиц - а затем продают сердобольным гражданам. Многим из тех, кто посетит в эти весенние дни Птичий Рынок, наверняка предложат «проявить сострадание» и за 150-200 рублей выпустить птичку из клетки. Однако даже несколько дней в такой неволе наносят птицам серьезный ущерб. В тесноте они обивают маховые перья; к тому же их не всегда правильно кормят. В результате многие выпущенные из клеток птицы погибают, становясь легкой добычей хищников, попадают под колеса автомобилей и просто гибнут от голода. По данным орнитологов, при желании можно найти специально обученных голубей, которых можно символически выпускать в праздник Благовещения на свободу. Тогда как покупая птицу на рынке, человек таким образом поддерживает спрос на пойманных пернатых, то есть способствует гибели тех синиц, которых, быть может, сам кормил всю зиму в ближайшем парке.