National Geographic №195, декабрь 2019
National Geographic Traveler №72, ноябрь 2019 – январь 2020
Природа

Открыт новый вид акул, светящихся в темноте

26 июля 2017
/upload/iblock/28a/28aa5869a0082a64f9c27254c61b2e79.jpg
Фото: Florida Atlantic University
/upload/iblock/5cd/5cd5cad5ce2eb9ee866e4d388bf34774.jpg
Etmopterus spinax - представитель семейства Etmopteridae
Фото: Pierluigi Angioi/Wikipedia
В акватории Гавайских островов ученые обнаружили новый вид акул: рыба размером около 30 см и массой менее килограмма способна светиться в темноте.
Исследование провели морские биологи из Атлантического университета во Флориде. Они изучали образец акулы, найденный 17 лет назад, но не были уверены, что он относится к новому виду. Только спустя почти два десятилетия им удалось встретить рыбу в дикой природе – и тогда сомнений не осталось.

Акула, пойманная в Тихом океане у северо-западного побережья Гавайского архипелага, относится к семейству этмоптеровые (лат. Etmopteridae), включающего 5 родов и 45 видов. Эти рыбы размером от 30 до 90 см обитают во всех океанах за исключением Северного Ледовитого. Их тело покрыто светящимися фотофорами, у основания обоих спинных плавников имеются шипы. Они живут на больших глубинах, поэтому в поле зрения ученых попадают редко. И именно темная среда обитания эволюционно потребовала от них умения светиться.

Представитель нового вида, получивший имя Etmopterus lailae – один из самых крохотных; в длину его тело не превышает 30 см. От остальных сородичей его отличает форма головы, меньшее количество зубов, большее число позвонков и ряд других признаков. Как и другие этмоптеровые, акула питается рыбой и креветками. По мнению ряда ученых, биолюминесценция нужна акулам не только для того,чтобы освещать свой путь, но и чтобы приманивать жертв.

Науке известно около 450 видов акул, и новые открытия в этой области совершаются не так уж часто. Однако совсем недавно семейство этмоптеровых было пополнено еще одним видом.