Журнал №191, август 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Природа

Открыт новый вид чудных райских птиц: видео

19 апреля 2018
/upload/iblock/2c7/2c72397a5122da5635e24276abedc721.jpg
/upload/iblock/2e7/2e736481088b7d1501fc025e8ee8fe64.jpg
/upload/iblock/48f/48f7d65d0f10850ed4982c70f3cbcbe6.jpg
/upload/iblock/ad2/ad22af56d0be52f9b89ec4420d036bfb.jpg
/upload/iblock/0d6/0d6c1cdf66ab3fbbd29f69be50e0cbb1.jpg
Фото: Edwin Scholes,Tim Laman/Peerj.com
Райские птицы (лат. Paradisaeidae) хорошо известны науке, но недавно им удалось удивить ученых: разница в брачных ритуалах позволила открыть новый вид.
Семейство райских птиц (Paradisaeidae) входит в отряд воробьинообразных. Орнитологами описано 15 родов и 42 вида; большинство из них обитает на острове Новая Гвинея, на востоке Индонезии и в Восточной Австралии. Среди них - чу́дная райская птица (Lophorina superba). В длину она достигает 26 см; окраска у самок – коричневая, тогда как самцы – густо-черные, с зелено-синими перьями на грудке. Их черный цвет практически идеален: перья поглощают почти 100% света. Согласно принятой классификации, в вид Lophorina superba входит пять подвидов: L. superba niedda, L. superba feminina, L. superba latipennis, L. superba minor и L. superba superba.

Американские орнитологи Эдвин Шоулз (Edwin Scholes) и Тимоти Ламан (Timothy Laman) еще в 2009 году обратили внимание на разницу звуков, которые чудные райские птицы издают в брачный период. Затем в 2016 году группа других ученых на основании музейных образцов отметила значительные генетические различия между подвидами. Предположив, что некоторые из них являются отдельными видами, Шоулз и Ламан вернулись на остров Новая Гвинея, чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезу.

Наблюдения показали, что предположение было верным: L.superba и L.niedda – не подвиды, а разные виды. Помимо генетики, у них отличается и модель брачного поведения. В частности, L.superba гораздо выше поднимают голову и активнее демонстрируют свое оперение, отклоняясь назад и разворачивая «веер» на спине. Их песня в этот период звучит как серия скрипучих криков, тогда как L.niedda издают короткие и свистящие звуки, они иначе двигают головой и телом.

Всего было найдено шесть ключевых различий в поведении, что позволило отделить Lophorina niedda от привычных чудных райских птиц. Новооткрытый вид является эндемиком полуострова Чендравасих на северо-западе острова Новая Гвинея. В честь этого он получил имя Vogelkop superb bird-of-paradise (Vogelkop – одно из названий полуострова).

Узнайте о райских птицах больше.