National Geographic №194, ноябрь 2019
Журнал №71, сентябрь–октябрь 2019
Природа

Паразиты превращают бабочек в зомби

21 июля 2016
/upload/iblock/419/419c587f213b8ad96095e80040344ed9.jpg
Фото: John Tann/Flickr.com
/upload/iblock/965/965f9ece5ed254ed3d9856668cbb83dd.jpg
Фото: Hafiz Issadeen/Flickr.com
/upload/iblock/08c/08c4fddf4186d84c2141739ef39315ac.jpg
Фото: Volkmar Becher/Flickr.com
/upload/iblock/3e4/3e47a295a1c4b5e012bcc9a7b040518a.jpg
Фото: Wikipedia
Изучая колонию бабочек в Кении, ученые обнаружили полное отсутствие там особей мужского пола: те оказываются съеденными самками сразу после того, как вылупляются из яйца. Найдена и причина подобного каннибализма.
Группа биологов из Великобритании, Германии и Кении проводила исследование популяции бабочек Данаида хризипп (Danaus chrysippus), обитающих в Найроби. Это достаточно распространенное насекомое, встречающееся в тропических и субтропических районах всех континентов. Длина их переднего крыла составляет 33—43 мм, размах крыльев – до 88 мм. Крыло каштаново-коричневого цвета имеет черные и белые вкрапления. Принадлежащую к подсемейству Данаиды бабочку также нередко называют Африканским монархом – по аналогии с одной из самых известных бабочек Северной Америки. Данаида хризипп, в свою очередь, не только часто встречается на африканском континенте: она также внесла важную роль в искусство. Считается, что это одна из первых бабочек, которых нарисовал человек: ее изображения можно увидеть на 3500-летних фресках в Луксоре. Жизнь и поведение Danaus chrysippus в Найроби удивили специалистов. Выяснилось, что размножение этих бабочек происходит благодаря «гастролям» самцов, прилетающих с соседних территорий, а затем улетающих куда-то дальше. В своей же собственной популяции самцы Данаиды хризипп погибают, едва вылупившись из яиц: их тут же съедают их сестры. Виновниками такой особенности существования обособленной группы бабочек оказались бактерии Spiroplasma ixodeti из класса микоплазмы (Mollicutes). Паразитируя в живом организме, они «зомбируют» своего носителя, «настраивая» на убийство самцов. Это объясняется тем, что для выживания Spiroplasma ixodeti требуется только женская особь, и, таким образом, для увеличения численности своей популяции микробам приходится активно расчищать территорию. Свойства бактерий-паразитов Spiroplasma ixodeti ученым были известны давно: сейчас даже изучается возможность заражать ими комаров для того, чтобы остановить распространение вируса Зика. Ранее считалось, что бабочки влиянию этих микробов не подвержены. Данаида хризипп позволила пополнить научные знания, подарив одновременно еще одно интересное наблюдение. Каждое следующее поколение оказывается обладателем новых генов, полученных от посторонних самцов, и в результате местный вид Danaus chrysippus разделяется на новые подвиды. В статье по результатам исследования, опубликованной в журнале Proceedings of the Royal Society, ученые отмечают, что обычно появление новых видов обусловлено изменениями условий окружающей среды, а вовсе не влиянием паразитов. Узнайте о паразитах, затаившихся в еде.