Журнал №190, июль 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Природа

Паучихи съедают плохо танцующих пауков

02 декабря 2015
/upload/iblock/8d8/8d85687575305449d5acf8381d3dce24.png
Maratus volans
Фото: KDS444/Wikipedia
/upload/iblock/c49/c49f4c33f123c0162ef0769d350012d2.jpg
Maratus volans
Фото: Jurgen Otto/Flickr.com
/upload/iblock/182/182135ad93c8d974b8c37f3434b0fedf.jpg
Maratus pavonis
Фото: Jean and Fred
Для того, чтобы привлечь внимание самки, пауки-павлины танцуют долгие и сложные танцы, по окончании которых рискуют быть съеденными. Ученые продолжают исследовать эту странную модель поведения.
Половое поведение пауков-павлинов (Maratus) давно изучается специалистами, но ответов на все вопросы до сих пор не найдено. В этот вид входит 43 подвида; все они отличаются яркой узорчатой раскраской, имеют размер не более 5 мм и длинные тонкие ноги. В брачный период самцы отплясывают перед самками танцы, продолжительность которых варьируется от 4 до 50 минут. Общий рисунок танца может быть индивидуальным, но он обязательно включает покачивание хвостом, брюшком и третьей парой конечностей. При этом создается эффект вибрации – то есть самка не только видит, но и ощущает движения потенциального партнера. Однако об участии в брачном ритуале женских особей пауков-павлинов было известно не так много. По сути, знания ограничивались тем фактом, что самцы нередко танцевали призывные танцы перед оплодотворенными ранее самками, а те, уже не нуждаясь в подобном предложении, просто съедали докучливых танцоров. Новое масштабное исследование провели биологи из университетов Калифорнии и Нового Южного Уэльса. Результаты опубликованы в журнале Royal Society Proceedings B, сообщает National Geographic. Для изучения было выбрано 128 самцов и самок Maratus volans. Все женские особи были девственными. Пауков поместили в лабораторные условия, имитирующие мир живой природы. Танцы записывались с помощью лазерных виброметров и видеокамеры. Выяснилось, что только 16 самцов из 64 смогли добиться желаемого. Свое недовольство танцем самка демонстрирует покачиванием тела, но если танцор не придает этому должного значения, он может быть убит и съеден. При этом самка уже больше не обращает внимания на других самцов, как бы хорошо они ни танцевали. Причину, по которой большинство женских особей не захотело продолжить свой род, ученые так и не установили. Кроме того, арахнологам непонятен и эволюционный механизм возникновения столь сложного брачного ритуала. И танцы, и другие действия в мире фауны нередки, но в случае пауков-павлинов удивительно сочетание двух основных характеристик: яркой раскраски и действий. Ученые приводят в пример павлинов-птиц: те завоевывают внимание партнерши только демонстрацией своей красоты, тогда как в мире пауков этого не достаточно, и от самцов также требуются дополнительные навыки.