Журнал №190, июль 2019

Пауки Болас

Софья Демьянец
30 января 2013
/upload/iblock/72e/72e6fc7f26b15cd6fa5560ea56e368ec.jpg
Некоторые виды пауков Болас выглядят как улитка, спрятавшаяся в раковину. Автор: gbohne.
Пауки Болас ловят добычу нитью с липким шариком на конце.
Почти повсеместно в Америке, Африке и Австралии обитают пауки Болас (триба* Mastophoreae). О том, чем они примечательны, можно догадаться, судя по их названию. Они названы так в честь боласа, метательного оружия, представляющего собой ремень с камнем на конце. Похожим «оружием» пользуются и эти пауки. Чтобы поймать добычу, вместо путины они используют шелковую нить с липким шариком на конце. Шарик обычно не превышает 2,5 мм в диаметре и состоит из смеси липкого ядовитого вещества и скрученных нитей, которая покрыта слоем менее вязкой жидкости. Так, сидя на краю листка, паук Болас размахивается и кидает в насекомое нить с шариком, подобно тому, как ковбой закидывает лассо на шею быка. Если шарик коснулся добычи, то пауку остается только опутать её нитями и вскоре съесть. Обычно охотятся только самки, которые значительно крупнее самцов. За одну ночь таким образом им удается поймать до семи жертв. К слову, способ охоты паука Болас зависит от рода, к которому он принадлежит. Например, пауки из рода Mastophora, пока не заметят насекомое, держат неподвижно нить с шариком, но как только оно оказывается рядом, начинают размахивать «оружием» и резко кидают его в сторону добычи. А некоторые пауки Cladomelea раскручивают нить сразу после её изготовления, даже когда в их поле зрения нет потенциальной жертвы. Пауки Ordgarius поступают так же, как и Mastophora, однако на свою нить зачастую прикрепляют не один вязкий шарик, а несколько мелких. Любопытно, что все пауки Болас выделяют феромоны, которые заставляют насекомых подлетать к ним ближе. Причем, каждый вид пауков выделяет феромоны, привлекающие лишь определенные виды насекомых. Тем не менее паук Болас всегда будет стараться поймать любое насекомое, пролетающее рядом с ними. На видео вы можете увидеть, как паук Болас ловит мотылька: *Триба - таксономическая категория, занимающая промежуточное положение между семейством и родом.