Журнал №193, октябрь 2019

Чем опасен австралийский паук-скорпион

Софья Демьянец
04 марта 2015
/upload/iblock/c0f/c0f051f0c2456d833fa5a91aa12bf85b.jpg
Автор фото: Peter Woodard.
/upload/iblock/805/80500d988b55e09fe16af37c8d29eb45.jpg
Автор фото: Biggles.
/upload/iblock/c53/c53afc295dc4ccf1e7e830ec4035483c.jpg
Автор фото: Peter Woodard.
В Австралии обитают пауки с «хвостами» как у скорпионов.
Впервые увидев паука Arachnura higginsi, можно спутать его со скорпионом. Такое впечатление производит вырост на брюшке животного, похожий на хвост скорпиона, и ряд темных, шипообразных, более мелких выростов на самом кончике «хвоста». Этот вырост можно увидеть только у самок паука, которые по своим размерам гораздо крупнее самца (они составляют 16 мм в длину, а самцы - только 2 мм). Цвет «хвоста» у взрослых особей может варьироваться от кремового до коричневого, тогда как для молодых пауков может быть характерен яркий окрас, вроде желтого или розового. Однако, несмотря на устрашающий вид «хвоста», шипы на его кончике мягкие, и паук не способен ужалить ими, как это делают скорпионы, или поранить. Поэтому ученые до сих пор задаются вопросом: почему брюшко паука имеет такую необычную форму? По одной из версий, таким образом паук вводит в заблуждение врага. Известно, что самка Arachnura higginsi при приближении опасности может закручивать свой хвост к спине, подобно тому, как это делает скорпион. Кроме того, из-за этого выроста хищник может попросту перепутать, где у паука находится голова, а где брюшко, и нанести удар по менее важным частям тела животного. Согласно другому предположению, окраска и форма тела животного делает его похожим на сухой лист, позволяя «слиться» со средой обитания. Таким образом паук может скрываться от хищников или быть незаметным для его добычи - летающих насекомых. Пауки Arachnura higginsi распространены по всей Австралии и часто встречаются в больших количествах вблизи воды. Они редко кусаются, а последствия от их укусов проявляются в локальной боли и небольшом отеке.