National Geographic №195, декабрь 2019

Пернатый великан

Текст: Мел Уайт Фотографии: Клаус Нигге
14 апреля 2012
/upload/iblock/92b/92b2e605929418d9c60c9af1b0d0863f.jpg
Король островов, филиппинский орел, одна из редчайших птиц мира. Теперь этого пернатого великана встретишь разве что в заповедных лесах Кабуайа на острове Минданао.
/upload/iblock/16b/16b4cf2cee1f049fa59ab1e965debc2e.jpg
Орел – главный филиппинский хищник. Раньше его называли непочтительно – «обезьяноед». Но после того как запустили программу спасения этой птицы, отношение к ней изменилось. Теперь она – национальный символ страны.
/upload/iblock/f7d/f7df558ad5a5d66079a16dd353d935af.jpg
Пятнадцатинедельный орленок тренирует крылья перед первым полетом. Но это не значит, что он покинет свой дом. Молодые орлы живут под опекой родителей около полутора лет.
/upload/iblock/733/7331a24ffbdf9c7e359ede8e9a99cfb6.jpg
На снимке – самка, кормящая птенца. Ее гнездо свито на горе Китанглад на острове Минданао. Филиппинские орлы питаются обезьянами, пальмовыми куницами, белками-летягами, летучими мышами, птицами и змеями.
/upload/iblock/d92/d929eb8a96f54f52372a71e844baf3d7.jpg
Когда филиппинского орла что-то настораживает, он поднимает хохолок. Так ведут себя все особи. Самку сфотографировали в охранной зоне на горе Апо, расположенной на острове Минданао.
/upload/iblock/bcf/bcf635e575a94b59bb7c9ff7a08477df.jpg
Гнездующиеся пары филиппинских орлов предпочитают высокие деревья с открытой кроной. Птицы устраивают там гнезда на высоте от двадцати пяти до пятидесяти метров. Часто они даже используют их по нескольку раз. Филиппинские орлы обитают только на четырех островах архипелага, больше всего их на Минданао. Здесь и был сфотографирован этот пятимесячный птенец. Через три дня после того, как был сделан снимок, он отправился в свой первый полет.
/upload/iblock/156/15634053e7a02718316ecb98109e4d01.jpg
Участники программы по разведению орлов в неволе, работающей при Фонде охраны филиппинского орла, кормят птиц той же пищей. А чтобы птенцы не принимали людей за своих родителей, надевают на руки игрушечные орлиные головы. После многолетних неудач был наконец выведен двадцать один орленок. Сейчас экологи уже пробуют выпускать птиц на волю. Этих красавцев долгое время называли обезьяноедами, а имя «филиппинские орлы» они получили в 1978 году. Переименование вызвало у жителей островов чувство гордости за редкую птицу, чья родина – Филиппины.
Фото: Клаус Нигге
Филиппинские орлы когда-то правили джунглями – но их ареал продолжает уменьшаться. Есть ли у этих птиц шанс?
Расправляя мощные двухметровые крылья, филиппинский орел (Pithecophaga jefferyi) величественно парит над лесами родного архипелага. Он привык чувствовать себя хозяином: в процессе эволюции у него не было конкурентов среди хищников.

На Филиппинском архипелаге, единственном его ареале, ему не приходилось соперничать из-за добычи с такими крупными животными, как тигр, гепард, леопард, медведь или волк. Это во многом определило внушительные размеры этой птицы – около метра от клюва до хвоста при весе в шесть килограммов.
Лес создал этих птиц, и он же стал для них угрозой. Исчезающая тропическая растительность продолжает загонять их в эволюционный тупик.
Однако эволюционная приспособленность сыграла с филиппинским орлом злую шутку. Сейчас этот вид птиц – один из самых уязвимых на планете. Каждой гнездующейся паре орлов необходима довольно большая территория – несколько десятков квадратных километров. Только тогда они могут добывать достаточно пищи, чтобы прокормить и себя, и одного птенца.

У каждой пары орлята появляются на свет раз в два года. «Лес создал этих птиц, и он же стал для них угрозой, – говорит Гектор Миранда, филиппинский биолог, изучающий орлов. – Исчезающая тропическая растительность продолжает загонять их в эволюционный тупик».

Более девяноста процентов джунглей на Филиппинах было вырублено – в результате популяция орлов сократилась до нескольких сотен особей, способных оставлять потомство. Впрочем, озабоченность экологическими проблемами растет на Филиппинах с каждым днем. За последние десятилетия на архипелаге произошло несколько разрушительных наводнений и грязевых оползней, и филиппинцы стали понимать: исчезновение лесов приносит вред не только дикой природе, но и людям.
На архипелаге были созданы новые природоохранные зоны – например, на острове Минданао. Здесь работают специалисты Фонда охраны филиппинского орла. Их цель – возродить популяцию, вернув птиц в естественную среду обитания, восстановленную на островах архипелага. Первому птенцу, появившемуся на свет благодаря этой программе, дали имя Паг-аса, что на тагалоге – официальном языке Филиппин – значит «надежда».

Фонд продолжает выращивать и выпускать на волю орлов. Некоторых из них вытаскивают из капканов или подбирают ранеными: несмотря на то, что за убийство этой птицы грозит 12 лет тюрьмы, филиппинские охотники остаются реальной угрозой для птиц.

Впрочем, деятельность Фонда приносит плоды – и теперь те, которые раньше относились к этим птицам как к дичи или подстреливали их из спортивного интереса, теперь любуются их величественным полетом.