Журнал №193, октябрь 2019
Журнал №71, сентябрь–октябрь 2019
Природа

Первые львята, рождённые благодаря искусственному осеменению: фото и видео

01 октября 2018
/upload/iblock/aca/aca5ded7e40944f970c7e2d208c57113.jpg
/upload/iblock/4e8/4e8f3b5582b7e55f5c5cee75f69caede.jpg
/upload/iblock/f16/f16a9f3854a8a8440350984a7a68d314.jpg
Фото: AFP news agency/YouTube
Эксперимент прошёл успешно – но столкнулся с критикой учёных.
Эксперимент по искусственному оплодотворению львов проводили биологи из Преторийского университета (ЮАР). В центре Ukutula Conservation (где и прошло исследование), считают эту меру оправданной: популяции африканских львов грозит вымирание. Причины – исчезновение среды обитания и браконьерство, победить которое пока не удается. По данным Международного союза охраны природы, за последние два десятилетия численность львов в 26 африканских странах уменьшилась на 43% – до 20 тысяч особей в лучшем случае.

Для эксперимента ученым пришлось взять сперму у здорового льва и выбрать момент, когда уровень гормонов львицы достиг подходящего для оплодотворения уровня. На протяжении 18 месяцев было проведено несколько попыток, и одна из них оказалась удачной: на свет появилось два малыша, получивших имена Виктор и Изабель. Они растут вполне здоровыми.

Исследователи поясняют, что это очень важный шаг: с помощью этой методики новые особи будут рождаться в своей естественной среде – например, там, где из-за уменьшения численности львов ощущается нехватка самцов.

При этом представители других зоозащитных организаций – например, Born Free Foundation – критикуют эксперимент, утверждая, что центром Ukutula движет коммерческий интерес. Дело в том, что здесь звери содержатся на ограниченной территории, по которой регулярно устраивают экскурсии – туристам здесь разрешают даже гладить маленьких львят.