National Geographic №194, ноябрь 2019
National Geographic Traveler №72, ноябрь 2019 – январь 2020
Природа

Пещерные крокодилы превращаются в новый вид

Популярная Механика
01 февраля 2018
/upload/iblock/313/313a35f82f2424cab9b950aa06017533.jpg
Фото: Olivier Testa / abanda-expedition.org
Анализ ДНК крокодилов из популяции, заточенной в затопленной пещере, показал, что животные стремительно эволюционируют и скоро выделятся в отдельный вид.
В 2010 году археолог Ришар Ослизли, работавший в Габоне на востоке Африки, обнаружил странных крокодилов: они жили не только под водой, но еще и под землей, в затопленных пещерах региона Абанда. Через год Ослизли вернулся со спелеологом Оливье Теста и зоологом Мэттью Ширли. Они поймали пещерного крокодила, вытащили его на свет и обнаружили, что он был не зелено-серым, как большинство крокодиловых, а желто-коричневым; другими чертами рептилия больше всего напоминала африканского тупорылого крокодила Osteolaemus tetraspis.

Вход в пещеру Мугумби, где были найдены крокодилы
Вход в пещеру
В этом году завершилось исследование ДНК пещерных крокодилов. Оказалось, что они гораздо дальше от всех других известных крокодилов, чем предполагали ученые. Зубастые обитатели пещеры так долго находились в изоляции от всего мира, что успели накопить массу генетических изменений, которые с каждым поколением все больше отличают их от остальных тупорылых крокодилов; возможно, что скоро они превратятся в новый вид, считают ученые.

На сегодняшний день известно о единственной популяции коричневых пещерных тупорылых крокодилов. Ученые предполагают, что молодые особи могут по подземным каналам выходить из пещеры, а более взрослые и крупные не проходят в узкие выходы и оказываются навсегда заперты в пещере. Питаются они, в основном, летучими мышами, которых в пещерах тысячи, и сверчками.
Старея, пещерные крокодилы становятся желто-коричневыми. Исследователи полагают, что это происходит из-за постоянного контакта с пещерными водами соответствующей окраски.

В остальном условия жизни пещерных крокодилов не слишком отличаются от условий, в которых живут их сородичи: и те, и другие охотятся в темноте (одни — ночью, другие — в темной пещере), живут в теплой воде — температура в пещере не опускается ниже 22 °C.

Фото: Olivier Testa / Richard Oslisly, abanda-expedition.org