Журнал №193, октябрь 2019

/upload/iblock/955/955e24d92691445dc89325c8e9632bb0.jpg
Фото: Jessie E.C. Adriaense/Haidlhof Research Station
/upload/iblock/01c/01c278a4444f59ef051a98198a2fd954.jpg
Фото: Jessie E.C. Adriaense/Haidlhof Research Station
Ученые обнаружили у обыкновенных воронов (лат. Corvus corax) способность к эмпатии.
Вороны входят в число наиболее умных птиц. Ранее ученые показали, как те умело используют инструменты для переноски тяжестей и проявляют другие когнитивные способности. Новые эксперименты, которые проводили биологи из университета Вены, были посвящены психологическим аспектам.

В течение трех месяцев пять самцов и три самки обыкновенного ворона содержались в общем вольере. После того, как птицы хорошо узнали друг друга, ученые предложили им две деревянные коробки: пустую и содержащую кусочек сыра. Одновременно фиксировалась реакция птиц на угощение или разочарование: найдя сыр, они качали головой и радостно его клевали, тогда как при отсутствии ожидаемого лакомства вороны «выпускали пар», нанося лапками удары или копая землю.

Усложнив задачу, люди поместили в клетку третью коробку-загадку. В ней находился либо собачий корм, привлекающий птиц, либо морковь – продукт, не входящий в их рацион. Вороны были разбиты на пары таким образом, что один из них исследовал коробку с неизвестным содержимым, тогда как другой мог лишь наблюдать за ним из-за решетки.
/upload/iblock/40a/40a86d3cc188cba28e10b0741cbc3db2.jpg

Задокументировав реакцию птиц и на эти тесты, ученые перешли к третьему этапу: изучению поведения воронов-наблюдателей. Оказалось, что те правильно поняли и запомнили эмоции своего партнера. Если наблюдатель видел, что в коробке не было ничего интересного, то и он не слишком интересовался ею, показывая признаки разочарования. При этом в тех случаях, когда в загадочном ящичке был вкусный корм, наблюдатель просто начинал его есть, не демонстрируя никаких радостных эмоций.

Научная работа доказала, что вороны способны «заражать» друг друга эмоциональными состояниями, что свидетельствует о наличии у них эмпатии. Авторы исследования объясняют это тем, что в дикой природе негативная информация важнее: она позволяет уберечь от опасности, сэкономить время при поиске пищи и так далее. Вероятно, по этой причине отрицательные эмоции передаются более яркими сигналами. Посмотрите, как крысы сопереживают друг другу.